Вербное воскресение, или праздник входа Господня в Иерусалим. Это странный Праздник. Странный праздник, который мы сегодня отмечаем.

Радость и печаль перемешаны в нем. Радость от того, что мы вспоминаем, как люди встречают Христа, который входит в Иерусалим, как приветствуют Его. Мы вспоминаем об этом во время торжественного входа, который совершаем в храм, когда освящаем вербы. Но в тоже время сегодня – день печали. Печали от осознания того, зачем входит Христос в Иерусалим. Печаль от понимания, что Он идет принять за нас муки, что идет умереть на кресте.

Радость и печаль перемешаны в этом празднике, потому что мы понимаем, что те люди, которые кричат Христу «осанна», всего через несколько дней закричат «распни Его», или, по крайней мере, просто промолчав, не возвысят голоса в Его защиту. Почему же мы празднуем это, не правильнее ли было бы горевать, а не радоваться в этот день?

Почему Христос, зная о грядущем предательстве людей, не отказывается от этого праздника, не отказывается от радости, когда входит в Иерусалим?

Мы можем сказать, что на самом деле сегодня пересекаются два вида радости. Эти две радости различаются между собой причинами их возникновения. Две причины двух радостей – это два вида надежды, касающейся будущего.

Первая радость. Радость людей, встречающих Христа. Она берёт своё начало в земной надежде. Надежде на земное счастье, земное благополучие, на земной мир, на достаток. Мы видим, что эта радость была у иудеев, которые встречали Христа, сопровождали Его в Иерусалим. Они считали, что Христос принесёт им политическое освобождение от захватчиков, что с Ним их страну ждёт процветание, свобода, равенство, братство, можем добавить: коммунизм, справедливое общество, рай на земле. Эта земная надежда, как и всё земное, преходящая, то есть быстро проходит. Проходят и энтузиазм, и радость, с ней связанные. И тогда люди, когда это проходит, отбрасывают то, в чём разочаровались, отбрасывают Христа, на которого возлагали столько надежд. Земных надежд. Надежд на рай на земле.

Эти надежды присутствуют и в нашей жизни. И мы часто, сами того не замечая, выделяем им очень много места в нашем сердце. Мы надеемся, что Бог уладит наши земные проблемы, обеспечит нам достойное существование, решит трудности наших отношений с ближними: с коллегами по работе, с соседями по площадке, что Он поможет нам найти хорошую работу, увеличит зарплату или пенсию, найдет хорошего, доброго и желательно красивого спутника или спутницу жизни. Мы надеемся, что Бог организует нам земной рай.

А Христос не за этим пришёл. Не за этим Он входит в Иерусалим. Не для того, чтобы дать нам этот земной рай. Наши надежды на земные блага, на земное счастье, в сравнении с тем, что замыслил Бог, – это пыль, суета и ничто. Бог задумал нечто бесконечно большее. Большее, чем наш убогий разум может вообразить. Большее, чем наше маленькое сердечко может пожелать.

Бог задумал дать нам не творение, не тварные вещи, не коммунизм, не рай на земле. Он задумал дать нам Себя. Он задумал открыть нам Себя. Он задумал показать нам во всей наготе Свою любовь. Так показать, чтобы у нас не осталось слов, чтобы не осталось мыслей, не осталось желаний, чтобы не осталось стремлений ни к чему другому. Так показать, чтобы ошарашить нас, чтобы потрясти нас, чтобы пробить панцирь нашего самолюбия, нашего эгоизма и увлечения земными вещами. Чтобы показать нам, что наше счастье не в земном раю, а общении с Ним, в единении с Ним.

Первая радость, которая была у иудеев, радость земная, быстро прошла.

А это — вторая радость, которую предлагает нам Христос, она основана на иной надежде, на уверенности во всепобеждающей любви Божией.

Странный праздник сегодня. Нет. Не странный, а удивительный праздник.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 09.04.2017 (Вербное воскресенье)

Автор фото: Анастасия Клыкова