В следующее воскресение мы празднуем вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. То, что сегодня мы вспоминаем – это воскрешение Лазаря, которое Иисус Христос сотворил накануне Своего входа в Иерусалим. То есть мы приближаемся к празднованию спасительных страданий Иисуса Христа, которые мы вспоминаем во время Пасхального Триденствия. Сегодня мы вспоминаем воскресение Лазаря.
Читая строки этого Евангелия, можно немножко вспомнить всем известную поговорку: «Друг познается в беде». Мы знаем, почему друг познается в беде. Потому что дружба и любовь тех друзей, которые есть в благополучии, может быть не всегда искренней, к ней может подмешиваться корыстный интерес в нашем отношении. И то же самое с нашей стороны: в нашу дружбу к другим людям может подмешиваться корыстный интерес. Поэтому дружба проверяется в беде, то есть, когда человек находится в беде, те друзья, которые у него остаются – это настоящие друзья.
На первый взгляд то, что мы читаем в Евангелии, кажется, говорит об этом, но здесь речь идет о нашей дружбе со Христом, и о дружбе Христа с нами, то есть о нашей любви к Богу и о любви Божьей к нам. Любовь Христова является в словах, которые мы слышали, в словах Евангелия. Потому что то, что совершает Христос в этом повествовании, Он совершает для Своих учеников. «Лазарь умер, – говорит Христос, – и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин 11, 14-15). То есть то, что Христос совершает, почему Он задерживается, не сразу идет, почему потом воскрешает Лазаря – это для того, чтобы ученики уверовали, чтобы люди уверовали.
Но потом мы видим, как проявляется эта любовь Иисуса Христа, любовь, которая познается в беде. Христос скорбит со скорбящими. Что пишет Евангелие, когда Иисус приходит в Вифанию, когда встречает Марию, которая выходит ему навстречу, когда Марфа ее позвала, а за Марией приходят иудеи? «Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился» (Ин 11, 33), и сразу после этого: «Иисус прослезился» (Ин, 11, 35). Мало мест в Евангелии, где указывается это: Иисус прослезился. Иисус прослезился еще раз, когда плакал над Иерусалимом, который не уверовал в Него. Иисус прослезился над нашим горем, над нашей бедой, прослезился над горем Марфы и Марии, которые потеряли брата.
Христос не то чтобы не был там, хотя физически Он там и не находился в тот момент Своим телом, но Он всегда с нами в наших бедах. Мы знаем, что Христос взял на Себя наши немощи. Бог взял на себя всю человеческую беду, наши беды. Христос, Сын Божий, делит с нами наше горе, наши страдания. Христос прослезился, потому что сострадал Марфе и Марии, и тем иудеям, которые оплакивали умершего Лазаря. Христос делит с нами наше существование и принимает на себя также нашу боль, то есть то, что в том числе наполняет наше существование. Поэтому мы не имеем права думать, что Бог оставляет нас в трудные моменты. Бог пребывает с нами, особенно в моменты наших трудностей, в моменты наших горестей, наших бед.
Поэтому Христос – это друг, Которого мы познаем в наших бедах, Который всегда с нами. Но дружба – это всегда взаимность. Поэтому, каков должен быть наш ответ Христу? Мы тоже должны дать познать нашу дружбу в беде. В этом смысле очень примечательны слова, которые говорит апостол Фома, когда сообщают Иисусу Христу о том, что Лазарь болен. Иисус Христос говорит, что Лазарь умер и что нужно идти туда, Фома говорит: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11, 16). Может быть, что Фома это говорил с некоторым оттенком грустной иронии, что сейчас мы пойдем в Иудею, где нас преследуют, и мы там тоже умрем. Но можно воспринимать эти слова, как призыв: «Пойдем и мы умрем вместе с ним». Пойдем и мы умрем вместе со Христом. И тут мы, конечно, вспоминаем слова Иисуса Христа: «Если кто хочет быть Моим учеником, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Если друг познается в беде, то о какой беде мы можем говорить, думая о Христе – о Его Кресте, о Его страданиях.
Друг познается в беде. Были познаны в беде, наверное, прежде всего Пресвятая Богородица, апостол Иоанн, которые были под Крестом Христовым. А мы? Физически мы не можем там быть, потому что это событие уже прошло, но все равно в нашей жизни мы можем быть и стремиться находиться вместе со Христом во время Его Крестного пути, во время Его страданий, распятия на Кресте и Его смерти, когда мы соединяемся с Ним в наших страданиях. Христос близок человеку в его страданиях. И человек должен быть близок Христу в Его страданиях.
Наше принятие собственного креста является и ответом на любовь Христову, а также является уподоблением Его любви. То есть наша любовь к Нему становится похожей на Его любовь к нам. Его любовь – это любовь в беде, наша любовь к Нему – это тоже наша любовь к Нему в беде, которая проверяется в беде. Наш крест, наши беды, если мы принимаем их с терпением и следуем за Христом, становятся выражением нашей любви к Иисусу. Друг познается в беде. Христос дал нам возможность увидеть в Себе друга. Теперь за нами ответный шаг, теперь мы должны показать Христу, что мы тоже Его друзья.
Во вступительной молитве к Святой Мессе мы слышали эти слова, Церковь произносит эти слова: «Молим Тебя, Господи Боже наш, помоги нам ревностно подражать любви Твоего Сына, Который, возлюбив мир, предал Себя на смерть».
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 02.04.2017