Сегодняшний евангельский рассказ о многом нам поведал. О том, каким образом Иисус Христос сотворил чудо. И это чудо было особенным, потому что человек был рожден слепым, возможно ему даже физически не хватало в его органах зрения чего-то, чтобы видеть, и несмотря на это, человек стал зрячим. Интересна в этом Евангелии также еще и реакция со стороны фарисеев на это исцеление. Они начали сомневаться, что это было сделано человеком Божьим, но потом решили спросить у самого слепца, что бывший слепец об этом думает и тот сказал, что тот, кто его исцелил – это пророк. Тогда они начали критиковать его, сказали: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин 9, 34) То есть человека начинают осуждать сразу: «он ничего не сделал». Понятно, что было мнение, что любая болезнь приходит за грех и, если человек с рождения слепой, значит, родился во грехах. Но осуждают, ничего не зная об этом человеке: «во грехах ты весь родился». И сразу за этим следует другая вещь, кроме осуждения, – гордыня: «Ты ли нас учишь? Тебе ли нас учить? Ты – грешник, нас не учи. Мы лучше тебя все знаем, мы лучше, чем ты!». Получается что здесь сразу и гордыня, и осуждение ближнего, которые идут рядом.
Поэтому и нам не нужно судить других. Что происходит, когда я сужу другого человека? Прежде всего, судя другого человека, я себя возвеличиваю, я себя превозношу над другим человеком. Говоря, что конкретный человек, «вот он смотрите, как он неправильно поступает, какой он плохой там», я тем самым говорю: «он плохой, а я не такой, как он, я лучше его»! Все, кто судит, всегда судят свысока и смотрят уже свысока, выносят суждения как судьи, как те, у кого есть больше оснований на то, чтобы говорить, что правильно, что неправильно. Кто судит, превозносит себя над другими – гордыня. Кто судит других, что еще делает? Он свои собственные грехи скрывает, потому что отделяет себя от грешника, от того, кого он осуждает, указывает на другой грех и говорит: «Вот посмотрите, я вам покажу, где грех, где неправильно поступают, где ошибки». И как будто луч прожектора на конкретного человека направляет. Тогда все смотрят на него, но никто не смотрит на того, кто об этом говорит, то есть человек от себя отводит внимание.
Отводит от себя внимание других людей, но и свое собственное внимание он от себя отводит, то есть он на себя больше не смотрит. Смотрит на другого: «Вот мой ближний, он – грешник, или он несовершенный. Он ошибается. Он поступает неправильно. Это моя супруга, мой супруг, мои родители, мои друзья – они неправильно делают». Тем самым я не смотрю на то, что я делаю неправильно. Я отвожу от себя это внимание, оставляю в тени свои грехи, свои ошибки.
Что еще происходит, когда я осуждаю другого человека? Когда я осуждаю брата своего, то подчеркиваю недостатки моего брата, скрывая добро моего брата, то есть я говорю: «вот, смотрите, он здесь ошибается». Но я не говорю сразу же: «Но он же хороший человек, он вообще-то старается все делать правильно, тут ошибся просто». Когда мы осуждаем, то говорим: плохой человек, не видим добро, а видим только зло. Получается, что мы свои глаза и глаза других людей закрываем от добра, чтобы не видеть добра. То есть, если сейчас вырвать немножко из контекста и сказать просто: «Я закрываю свои глаза, чтобы не видеть добра», то это страшно звучит. Как можно закрывать от добра глаза и смотреть только на зло? Это неправильно. То есть мы без всяких размышлений ощущаем, что так не надо поступать. Получается, видим зло.
Почему мы видим зло в других? Потому что так проще жить. Проще ходить и всех вокруг критиковать: все вокруг живут неправильно, все поступают неправильно, все ошибаются, все злые. Получается, что все вокруг что-то должны делать, должны измениться, исправиться, все вокруг меня что-то должны. И должны, если по-простому, мне должны. Потому что меня нервирует их неправильное поведение, они все должны измениться. Они мне должны. А я никому ничего не должен, потому что я-то нормальный человек, а все вокруг вот они – грешники. Удобная позиция. Тогда со своею собственной жизнью мне ничего не надо делать, мне ничего не надо менять, ничего не надо в себе исправлять. Я могу быть доволен самим собой и, в некотором смысле, счастлив. А если я начну смотреть на другого человека и замечать в нем добро, которое он делает, или хотя бы пытается делать (может быть у него не всегда получается, или часто не получается, но он старается), то от меня это начинает требовать признания того, что человек пытается делать добро, делает доброе.
Признание означает признательность другому человеку за его добро, благодарность, я должен благодарить за добро этого человека. Благодарить за те усилия, которые делает супруга или супруг, которые делают родители, которые могут делать дети. И это означает также требование чем-то отплатить им, и выходит, что перед лицом добра в другом человеке теперь я оказываюсь должником и я всем должен, а это неудобно. Никто не хочет думать о себе, как о том, кто должен кому-то что-то. Мы никому ничем не хотим быть обязанными. Поэтому видеть добро в другом человеке – это неприятно, проще видеть недостатки, проще ходить и критиковать.
Во втором чтении сегодня были такие слова: «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Ефес 5,9). Плод Духа – то есть те плоды, которые должны возникать в людях верующих, в которых Дух Святой действует. Состоит этот плод во всякой благости – то есть, в добре. Благость, доброта, которая должна быть в нас, и этот взор, благостный по отношению к другим, который замечает добро в других людях, доброту в других людях. Всякая благость видеть доброту в других людях. Во всякой благости заключается плод Духа и также говорится «в истине», то есть во всякой истине. Это значит, что нужно видеть всю истину, всю правду о других людях. Мы обрезаем ее только недостатками, говорим: «Вот человек плохой. Несовершенный, грешник, завистник, думает о себе». Но не видим, не хотим видеть и того добра, которое он делает. То есть получается, не всю истину хотим видеть, не всякую истину, а только ту, которая нам удобна, с которой нам удобнее жить. А плод Духа – это видеть все, и прежде всего то, на что нам тяжелее смотреть, что нас больше обязывает.
Поэтому, отталкиваясь от этого Евангелия, видя это неправильное поведение фарисеев, мы должны испытать свою совесть и посмотреть, как часто мы поступаем так же: видим только злое и не хотим видеть добра в других людях. Не хотим, потому что не хотим оказаться должниками перед ними.
Попросим Господа нашего Иисуса Христа об этой честности перед нами самими, об этой смелости, чтобы признавать добро и в других людях тоже.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 26.03.2017