Первое воскресенье Великого Поста. Великий Пост, который носит также имя Четыредесятницы, то есть четыре десятка – сорок дней. Первое воскресенье предлагает нам Евангелие о сорокадневном посте, который Иисус Христос совершил в пустыне сразу после Своего Крещения. Был ведом Духом в пустыню. И сатана приступил к Нему, искушая Его после этих сорока дней, в конце этого сорокадневного поста. Что примечательно в этом рассказе?

Примечательно, что сатана что-то уже знает об Иисусе Христе. Наверняка, он был свидетелем того, что совершилось в момент Крещения Иисуса Христа, как Дух Святой сошел на Него в виде голубя, слышал голос с неба, глаголющий: «Сей есть Сын мой возлюбленный». Но сатана, явно не понимал до конца, что происходит, ибо если бы он понял, что перед ним на самом деле Сын Божий, именно Бог, то не посмел бы Его искушать. А поскольку он приступил к Нему с искушениями, значит, были у него сомнения, кто перед ним находится. И мы видим, что и Иисус Христос в этом рассказе не действует как Бог, а действует, как человек и сопротивляется сатане, как человек, и побеждает сатану, как человек.

Этот рассказ вписывается в то, что Церковь сегодня нам предлагает в качестве других чтений: первое чтение – другое искушение, которое было у человека, или первое искушение человека – искушение Адама и Евы, которое они не выдержали, и через Адама и Еву грех вошел во всех людей. А теперь искушение Иисуса Христа, которого Церковь уже справедливо называет Новым Адамом, и о котором во втором чтении апостол Павел говорит, что Он – Новый Адам, Он – тот человек, который искупает преступление первого человека. Поэтому Иисус Христос действует как Адам, то есть, как человек, сопротивляясь и борясь с искушениями сатаны.

Что еще можно было сказать? Каковы искушения со стороны сатаны? Сатана видел, что Иисус Христос – человек особенный: во-первых, в момент Крещения, все эти знаки, которые видели присутствующие; во-вторых, что Иисус Христос сразу после этого был сорок дней в пустыне, постясь и молясь, как это совершал Моисей – великий, первый из пророков. То есть увидел, что Иисус Христос особенный, духовный человек. Поэтому искушения, которые он преподносит Иисусу Христу, ориентированы на духовных людей. Первое искушение, которое предлагает сатана: «превратить камни в хлебы» – это не просто искушение чрева, это более глубокое искушение, искушение гордыней, искушение самолюбием, которое он предлагает.

Видя, что человек этот духовный, близок к Богу, что предлагает Ему сатана? Воспользоваться этой своей близостью к Богу, своей духовностью, религиозностью, чтобы совершить чудо, чтобы достичь материальных благ. «Ты голоден, ты нуждаешься, значит, поскольку ты человек Божий, скажи, и будут у тебя блага. Бог совершит, что превратятся камни в хлеба». Это искушение достижения материальных благ, используя религиозные силы, духовные силы, близость с Богом. Это искушение, которому подвергаемся мы, христиане, когда хотим, чтобы Бог исполнил наши желания и удовлетворил наши материальные потребности. Когда мы считаем, что если мы «люди Божьи», что если мы верующие люди, что если мы с Ним разговариваем, то тогда Бог все должен для нас сделать, и все должно устроиться. Мы можем не желать этого открыто, можем не говорить камням, чтобы они стали хлебом, телеге, чтобы она стала каретой, но мы можем обижаться на Бога, если у нас этого нет. Мы можем обижаться на Бога, если Бог не дает нам тех благ, в которых мы нуждаемся. И это скрытая форма желания достичь вершин земных благ посредством нашей духовной жизни, этого единения с Богом.

Второе искушение, которое предлагает сатана – он возводит Иисуса Христа на крыло Храма в городе Божьем. Что это за город Божий? Это Иерусалим. Какой это храм? Это Иерусалимский Храм. Говорит: «Бросься вниз. Прыгни. Ангелы тебя понесут. Ты не разобьешься». Что просит у Него, что предлагает Ему сатана? Предлагает Ему  совершить еще одно чудо, но уже на виду у всех людей, потому что Иерусалимский Храм – место стечения всех иудеев, место паломничества. И они, увидев, Иисуса Христа, Который спускается, Которого несут ангелы, будут удивлены, ошарашены. И можно было бы сказать: «Вот какое хорошее начало для проповеди, для миссии Иисуса Христа, чтобы сразу всем показать, кто Он такой, насколько Он могуществен». Это желание достичь уважения через какие-то чудеса, достичь славы, власти над другими людьми. Но Иисус Христос и этот грех отвергает: «Не искушай Господа Бога твоего». Как и первый отвергает, цитируя Священное Писание: «не хлебом единым будет жив человек» .

Третье искушение Иисуса Христа, к которому призывает Его сатана – принять власть над всем миром, властвовать над всем миром. Это искушение, которое в некотором смысле соответствует внутренней природе человека, потому что Бог сотворил человека, чтобы управлять миром, управлять всем творением, владычествовать над всем творением. Но здесь эта природная склонность превращается, может превратиться в узурпирование власти, в желание, неумеренное желание управлять всем и всеми. Такое желание, которое приводит человека к тому, чтобы подчиниться самому сатане, говорящему: «Все это я тебе дам, если поклонишься мне». То есть желание власти, которым столько людей искушаемы, столько людей, у которых, действительно, есть средства и которые многое могут творить, и за власть борются. И мы тоже можем бороться за власть, пускай не за такую великую, чтобы управлять странами или народами, или большими фабриками, но власть, которая может быть у нас в семье, над нашими родственниками, над нашими друзьями. Тоже узурпировать власть. И это может довести нас до того, что мы пойдем против Бога, станем из-за этой власти, как дети сатаны, превратимся сами в дьявола, как бывает с теми людьми, которые хотят руководить другими.

На что Иисус Христос отвечает: «Только Богу подобает поклонение». Поэтому искушения Иисуса Христа, это отражение тех искушений, очень тонких, которые сатана предлагает нам. Понятно, что человек, который живет во грехе, искушаем вещами более тяжкими, очень быстрыми, чтобы нам их определить как грех: искушением похоти, взять чужое (кражи). Но то, чем искушается Христос, предлагается людям духовным, глубоко верующим, людям, которые находятся в единении с Богом, которые постятся, молятся. И мы должны быть очень внимательны, чтобы нам в эти искушения не впасть, чтобы нам не быть искушаемыми гордыней, самолюбием, чтобы нам не искать власти, уважения каких-то материальных благ, которые, как нам кажется, нам полагаются за нашу духовную ревность.

Поэтому, вступая на этот путь Великого Поста, мы просим Бога, чтобы нам побороть искушения сатаны, которые могут привести к тяжким очевидным грехам, к которым мы склонны, но чтобы раскрыть в нашей душе эти тонкие происки лукавого, и чтобы нам все более быть верными, следуя в этом примеру Иисуса Христа.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 05.03.2017