Сегодня Церковь входит в период Великого Поста. Это литургическое время, которое установила Церковь и которое длится примерно сорок дней, в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте в начале своего служения, когда был искушаем сатаной. Это время, которое, мы знаем, является временем подготовки к празднованию Пасхального Триденствия, к празднованию Пасхи, к празднованию жертвы Христовой и Его Воскресения, победы Христа над смертью, победы Христа над грехом. Но почему требуется это время подготовки? Оно требуется для того, чтобы нам с большей радостью, с большим пониманием встретить тот праздник, который является центральным для всех христиан, который является центральным в течение всего литургического года. Главный праздник, когда мы вспоминаем жертву Христову и плоды этой жертвы.
Чтобы нам глубже понять эту тайну, тайну нашего искупления, мы должны как можно больше осознать, зачем было нужно это искупление, то есть осознать всю нашу слабость, греховность, осознать необходимость нашего обращения к Богу, осознать, что без Бога, без этого Божьего дела, дела нашего спасения, мы ничего не можем. Поэтому перед нами возникает это время подготовки, время Великого Поста. Хотя назвать это только временем подготовки, наверное, будет неправильно, потому что время Великого Поста имеет ценность и само по себе – это время, когда мы особым образом приближаемся к Богу, осознавая нашу отдаленность от Него. Приближаемся к Богу Святому, осознавая глубже нашу греховность, нашу слабость, приближаемся к Богу Совершенному, осознавая наше несовершенство.
Чтобы осознавать это глубже, Церковь предлагает три средства на время Великого Поста. Это – милостыня, молитва и пост.
Милостыня – с тем, чтобы мы больше осознали, больше поняли ту беду, то горе, в котором находимся мы сами. Осознавая нашу греховную нищету, мы должны попытаться снизойти к нищете других людей. Милостыня мы обычно творим материально, то есть, помогая бедным, но также речь идет и о милостыне, которую мы должны творить людям, которые находятся в беде духовной, то есть, помогая грешникам прийти к обращению. Милостыня – это первое средство.
Второе средство – это молитва. Молитва как разговор с Богом, как пребывание с Богом, как единение с Богом. Почему молитва помогает нам осознать нашу греховность, нашу нищету? Потому что только в сравнении мы можем познать эту нищету, нашу слабость, нашу греховность. Чем ближе мы к Богу, тем более Бог Своим светом Истины просвещает наши души, просвещает духовные наши очи. И тем более явно мы видим всю разницу, которая есть между мною и моим Творцом, между мною и моим Искупителем, между мною, кто Бога почти не любит, и Тем, кто любит меня всем Своим бесконечным существом. Поэтому время Великого Поста должно быть временем молитвы, иначе не будет настоящего покаяния, не будет настоящего осознания необходимости нашего искупления, не будет и настоящей радости от Воскресения Христова и Его победы над нашим грехом и над смертью.
И пост – третье средство, которое предлагает нам Церковь, третье средство, которое помогает нам. Пост – это ограничение себя. Раньше, может быть, в народе пост отождествлялся с уменьшением приема пищи: количественно и качественно. Понятно, что Пост также является средством для совершения милостыни и для того, чтобы лучше молиться. Потому что предполагается, что человек постящийся покупает продукты более дешевые и значит, на освобождающиеся средства может помочь ближнему. И понятно, что человек, который ест меньше и легче, не отяжеляет свой желудок и не бывает это препятствием для того, чтобы внутренне сосредотачиваться во время молитвы. Поэтому пост является тем средством, которое помогает нам быть более милостивыми к другим, помогать другим материально и духовно иметь больше возможности приближаться к Богу, к молитве.
Но пост, кроме всего прочего, является также и выражением нашей нищеты перед Богом, выражением осознания того, что мы нищие перед Богом. Выражением осознания того, что мы согрешили перед Богом, виновны перед Ним. И тогда постом мы приносим нашу жертву, чтобы теми малыми жертвами, которые мы можем совершить, воздерживаясь, например, от пищи или от других вещей, которые нам приятны, от развлечений, например, мы тем самым приносили нашу духовную жертву Богу. Мы соединяем, таким образом, нашу духовную жертву с жертвой Иисуса Христа.
Мы просим о нас самих, о нашем вразумлении, о нашем обращении. И просим также о вразумлении и обращении наших ближних, которые тоже могут находиться в этой беде, которую представляет из себя грех. Поэтому сегодня, начиная Великий Пост, мы обновляем стремление сокрушаться перед Богом за наши грехи, обновляем стремление приблизиться к Нему в молитве, в размышлениях, в созерцании, в пребывании перед Ним, обновляем стремление приносить наши духовные жертвы за то, чтобы нам иметь возможность обратиться.
Это намерение мы предваряем во время Святой Мессе особым знаком покаяния – посыпанием пеплом наших голов, тем самым знаком, который еще в Ветхом Завете был главным знаком покаяния перед Богом и осознанием своих грехов перед Ним.
о. Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь Пепельной Среды 01.03.2017