Продолжаем чтение Евангелия, которое повествует о том, что Христос сказал в Своей Нагорной проповеди. Нагорная проповедь – это особый момент, особые слова Иисуса Христа. В этот момент Иисус Христос этими словами призывает прежде всего к совершенству, призывая своих учеников и всех нас к святости. Этот отрывок, который мы слышали, показывает, что Иисус Христос приносит новое, или где начинается этот Новый Завет, где начинается это новое учение Иисуса Христа. Потому что сам Христос начинает проводить сравнение, сравнение между тем, что было – Ветхим Заветом и тем, что начинается – Новым Заветом, тем, что Он устанавливает.
Какие отношения между Ветхим и Новым Заветом? В Новом Завете все приводится к совершенству, заповеди приводятся к совершенству, Завет приводится к полноте. Полнота – значит и исполнение, это совершенство: все уже есть, больше ничего невозможно предложить. Так говорит Иисус Христос о Завете: «Не нарушить пришел Я закон», то есть то, что было предписано в Ветхом Завете. «Не нарушить пришел, но исполнить».
Ветхозаветные заповеди, способ, каким они были изложены, и особенно, как они были исполняемы, в основном, призывали к исполнению определенных внешних повелений, внешних законов. Христос призывает и к внутреннему исполнению их. То есть, когда, например, говорит: «Написано, не убей, кто убьет, подлежит суду, а Я говорю вам, что даже гневающийся уже согрешает. Что это уже преступление против заповеди «не убей». То, что говорит Иисус Христос, не отменяет в этом плане предыдущее, но совершенствует его, приводит к полноте, и к внешнему исполнению добавляется внутреннее соответствие, соответствие сердечное, соответствие душевное.
И Иисус, таким образом, не противопоставляет Ветхий и Новый Завет, может быть, противопоставляет то исполнение, которое Он находил, особенно, у книжников и фарисеев, которые гордились тем, что все законы исполняют полностью. Исполняют их внешне. Иисус указывает на то, что нужно и внутренне исполнять эти законы, призывает к этому. Призывает к тому, чтобы всегда нам быть последовательными исполнителями и снаружи, и внутри. Это не означает, что внешнее исполнение законов не имеет значения. Внешнее исполнение становится бесполезным, или оно и было бесполезным, если нет этого внутреннего делания.
Так, например, если кто-нибудь с каким-нибудь из своих недругов очень вежлив, всегда обходителен, но постоянно в сердце своем этого человека проклинает, то нет ему от этой вежливости никакой пользы. Внешне он вроде бы исполняет заповедь, ничего противного не делает, но внутренне, в сердце своем не таков, наоборот, полная противоположность. Поэтому внешнее само по себе недостаточно. Но это не значит, что внешнее совсем не имеет значения. Для того, чтобы внутренне исполнить закон Божий, мы нуждаемся также и во внешнем его исполнении.
Нельзя сказать, что кто-то любит другого человека, если он часто с ним несправедлив, не добр, если с ним не вежлив, не мягок, то есть противоположное невозможно. Я не могу говорить, что я люблю ближнего, конкретного ближнего, когда я его постоянно ругаю, когда проявляю гнев внешне, это всему противоречит. Для того, чтобы внутренне любить ближнего, нужно и внешне это исполнять. И внешнее исполнение в этом плане необходимо, чтобы практиковать и внутреннее.
Чтобы любить Бога, нужно не только внутри, в сердце своем любить Его, но и проявлять это внешне. Так, например, когда мы молимся, проявляем нашу любовь к Богу, это наше общение с Ним. Сложно сказать, что человек любит Бога, если не молится. Сложно сказать, что у него где-то в глубине сердца есть вера в Бога, если внешне это он никак не проявляет. Сложно сказать, что человек – примерный христианин, то есть любящий Бога, любящий Христа, если, например, каждое воскресение на Мессу приходит с опозданием в полчаса. Понятно, что бывают разные ситуации: проблемы с транспортом, ехать далеко, но человек, который по-настоящему любит Христа, постарается встретиться со Христом во время такого грандиозного события, как литургия, как Святая Месса, где мы присутствуем в момент, когда Христос приносит Себя в жертву за нас самих, когда Христос дает нам себя в Святом Причастии.
А в первой части, на которую мы обычно опаздываем, Он обращается к нам Своими словами, которые мы слышим, слушая Евангелие. Если человек постоянно опаздывает, то, скорее всего, из-за лени, и потому, что любовь недостаточно крепка в его сердце. Если любовь крепка, то должно быть все наоборот: человек должен жаждать этой встречи со Христом, и даже не как долг это воспринимать, а спонтанно должно происходить, с тем, чтобы прибыть вовремя и с самого начала Мессы присутствовать. Если мы последние дни говорим о приходском, общинном, то само богослужение, сама Святая Месса намного более показывает это единство христианской общины, когда мы начинаем все вместе, чем когда еще в течение сорока пяти минут постоянно кто-то из прихожан догоняет, приходит.
Таким образом, для того, чтобы внутренне мы исполняли Божьи заповеди, чтобы любили ближнего и любили Бога, требуется также и внешнее их исполнение. Без внешнего проявления не работает и внутреннее. То есть ни любовь к ближнему, ни любовь к Богу себя не являют. Так, например, если говорить о любви между супругами, особенно мужа к жене, потому что мужчины менее эмоциональны и менее себя проявляют. Мужу, например, не просто нужно любить жену где-то очень далеко, глубоко в сердце, в таком потаенном месте сердца, где очень темно и ничего не видно. Любовь к супруге должна как-то и проявляться: во внимании, в общении, в помощи ей, то есть какими-то внешними знаками, иначе эта любовь, может быть, где-то там глубоко и есть, теплится, но себя не проявляет, то есть не пламенеет. (Жены, потом не критикуйте ваших мужей, это больше к мужчинам обращение). Тогда, во–первых, внешнего исполнения самого по себе недостаточно, но внутреннее исполнение заповедей Божьих требует и внешнего проявления.
Есть еще третья вещь, которую можно по этому поводу сказать: внешнее исполнение помогает внутреннему нашему возрастанию в заповедях Божьих. Так получается, что нам, людям, нужно внешне выражать вещи, чтобы внутренне их как-то глубже пережить. Так, например, если мы читаем какую-нибудь сложную статью, научную, или ненаучную, но сложную по содержанию, то нам иногда приходится перечитывать и лучше даже произносить вслух, чтобы смысл до нас дошел, чтобы мы поняли.
И то же самое происходит в духовной жизни. Мы возрастаем в любви к ближнему не просто потому, что садимся, напрягаемся и говорим: «Я теперь буду больше любить ближнего, больше буду любить ближнего», а возрастаем на практике, то есть когда говорим: «Ладно, я с этого момента у себя дома, например, буду чаще убираться в комнате, или помогать на кухне. Каждый раз после обеда, после ужина буду, например, убирать со стола, или мыть посуду». И это уже какое-то проявление любви к своим ближним. «На своей работе, когда приду, буду здороваться. Тем самым буду проявлять внимание». И таким образом тоже возрастает любовь к ближнему. Как с физическими упражнениями – сила возрастает, если человек трудится, если человек занимается, так и в духовных упражнениях мы возрастаем в любви к ближнему, если в этом упражняемся, если этим занимаемся, если практикуем внешне.
То же самое по отношению к Богу. Мы должны совершать жесты любви к Нему. Когда молимся – в начале молитвы осеняем себя крестным знамением, вспоминая Крест Христов для того, чтобы сосредоточиться; может быть, молимся на коленях, преклоняем колени – этот жест вообще очень важный и очень помогает нам сосредоточиться и осознать, что мы по-настоящему стоим перед Богом. Для некоторых людей, наверное, невозможно представить себе, чтобы встать на колени, то есть нужно переступить через себя: «Ни перед кем не встану на колени», в этом и внутренняя гордыня может проявляться, самолюбие, что нет такого человека, перед которым я встану на колени, я буду всегда стоять гордо. Но, наверное, больше всего величие человека проявляется, когда у него есть кто-то, перед кем он может встать на колени, кто выше него и в ком он признает величие и превосходство. И мы, христиане, знаем, Кто нас превыше, Кто нас превосходит, и Кто нас все равно неимоверно любит, несмотря на все наши ошибки и все наши грехи.
Встать перед Богом на колени – особое проявление нашей признательности Ему, особое выражение нашей любви к Нему. Как молодой человек, делая предложение своей девушке, встает перед ней на колени, тем самым признавая свою недостойность, так и мы предстаем перед Богом, признавая нашу недостойность и признавая Его неимоверное милосердие к нам. Таким образом, внешние жесты помогают нам более возрастать и внутренне. Так, например, стоит прийти на мессу вовремя, даже не вовремя, а чуть-чуть заранее, с тем, чтобы сосредоточиться, отвлечься от всего того, что было снаружи: в транспорте, или на дороге, если за рулем кто-то ехал, или дома, чтобы предстать перед Богом с чистым сердцем, с мыслями, свободными от всяких второстепенных забот. Такие конкретные поступки сами по себе не многого стоят, но поскольку через них мы проявляем нашу любовь к ближнему и к Богу, и поскольку с этими поступками мы возрастаем в любви к Богу и к нашему ближнему, то их нужно совершать.
Поэтому попросим сегодня Господа нашего Иисуса Христа быть нам истинными исполнителями Его заповедей, заповедей Нового Завета, нового закона и особенно через эти маленькие жесты их проявления вовне, которые так помогают нам духовно расти и укрепляться.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 12.02.2017