Сегодня мы услышали отрывок из Евангелия от Матфея, который пересказывает нам заповеди блаженства, Нагорную проповедь Иисуса Христа, то, что особым образом мы вспоминаем теперь уже в светлых тайнах Святого Розария – 3-я светлая тайна. Блаженны – что же это за блаженство? Что значит это слово? Иисус Христос употребляет его к разным людям, перечисляет разные поступки людей. Кто же это? Что значит – блаженный? По-гречески блаженный звучит как μακάριος (макариос). Это слово использовалось древними греками в античности только в отношении их богов. Это слово означало – независимость, свободу и божественную силу. Этого качества как раз были лишены люди. Они были не свободны, ибо зависели от богов, и они были немощны, бессильны, нуждались в покровительстве богов. Поэтому в Евангелии, когда Христос использует слово «блаженны», мы должны помнить, что это блаженство, это счастье – не просто земное удовольствие, а это счастье быть внутренне свободным, счастье иметь определенную внутреннюю силу. И эти свободу и силу мы получаем от Бога.

Что же помогает достичь этой силы, этой свободы? А вот как раз все то, что Христос перечисляет. И хотелось бы особым образом взглянуть на заповеди блаженства с точки зрения их необходимости не только в частной жизни, но и в жизни Церкви, жизни христианской приходской общины. В прошлое воскресение мы особым образом подчеркивали необходимость преодоления этого разделения, которое происходит между нами в силу наших привязанностей к земным, материальным вещам, в силу того, что наши страсти лишают нас свободы и мы поступаем неправильно, хотя и знаем, как правильно поступать, но так не поступаем. Поэтому эти заповеди блаженства могут быть рассмотрены и в перспективе их необходимости для полноценной жизни общины христиан.

Блаженны нищие духом. Что это значит – «нищие»? Слово, которое используется здесь, в греческом языке происходит от слова «согнутый», или «который сжался». Это то положение тела, которое занимает нищий, который просит милостыню, то есть именно по той позе, которую он занимает, назывались нищие. «Нищие духом» – что это значит? Что они в духе нищие, то есть осознают, что они нищие, что они во всем нуждаются, во всем зависят от Бога. Мы нищие духом, когда осознаем, что, действительно, у нас ничего нет, что мы во всем от Бога зависим. То есть это осознание, в том числе, и нашей духовной нищеты, не только материальной, но, прежде всего, духовной, что мы еще ничего не достигли, что нам нечем хвалиться, что мы нищие, и должны у Бога всего просить. Блаженны такие, «ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 3). Награда таким – смиренным, нищим – Небесное Царство.

Блаженны плачущие. О чем плачущие? Плачущие ли оттого, что кто-то умер, оттого, что обидели, оттого, что болит что-то? Плачущие о своих грехах, плачущие о той беде, в которую мы попали – вот кто по-настоящему блажен: тот, кто плачет, понимая, что грех ставит под угрозу его жизнь, тот, кто плачет не только о своих грехах, но оплакивает и грехи других людей, видя, что и они находятся в этой огромной опасности, в которую грех человека помещает. Плачущие потому, что грех ставит под угрозу жизнь вечную; что грех – это также причина страданий нашего Господа Искупителя Христа, ибо из-за наших грехов, чтобы нас искупить, Он пошел на такую смерть. И потому что грех вносит раздор между людьми, вносит раздор в наши семьи, в нашу общину, во все общество. Поэтому блаженны плачущие, оплакивающие свои грехи, ибо через эти слезы, через это покаяние они утешатся.

Блаженны кроткие. Кто такие – кроткие? Кроткие – это люди с душой мягкой, с душой в некотором смысле сладкой. Мягкой, прежде всего по отношению к Богу. Кроткие перед Богом, послушные Богу, готовые сразу следовать Его воле. А также кроткие по отношению к ближнему, то есть такие, которые не применяют к ближнему насилия, но которые с кротким сердцем, с мягким сердцем заботятся о ближнем, в том числе, когда стараются его наставить, когда стараются его исправить. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5, 5).

Блаженны  алчущие и жаждущие правды. Кто это такие? Те ли люди, которые выходят на демонстрацию, требуя правды, справедливости по отношению к ним? Кто такие – «жаждущие правды»? По-гречески эта фраза означает правду в смысле праведности, прежде всего, правду перед Богом и перед самим собой, чтобы быть перед Богом правым, то есть праведным. Не в том, чтобы требовать правды от других, а в том, чтобы требовать правды от себя. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф 5, 6) – это те, которые жаждут быть праведными перед Богом, стоять в истине, в правде перед Богом. Алчущие и жаждущие, потому что правда как пища. Праведность перед Богом как пища. Сам Христос говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4, 34), а в другом месте говорит: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божьих» (Мф 4, 4). Тогда это жажда исполнения воли Божьей, жажда быть праведным, жажда быть верным Богу. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5, 6). Кто жаждет, кто стремится к этому, тот этого добьется.

Блаженны милостивые или милосердные. Милость или милосердие – это то, что направлено на беду другого человека. А самая большая беда, в которой человек может оказаться, это беда, которой является грех. Поэтому «блаженны милостивые» – это, прежде всего, «блаженны милостивые к грешникам», готовые прощать грехи других, недостатки других, обиды от других. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5, 7) – то, о чем мы просим, и то условие, которое мы сами повторяем, когда молимся «Отче наш»: прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим.

Блаженны чистые сердцем. Чистые сердцем – это чистые от грехов, от греховных привязанностей, от греховных привычек, от греховных помыслов, те, кто стремится жизнь свою и сердце свое исправить, и ум свой, и мысли свои исправить, сделать чистыми, очистить, «ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8). Потому что только через чистое стекло, только чистое сердце может увидеть чистого Бога.

Блаженны миротворцы. Почему блаженны миротворцы? Потому что, как Христос Своим Крестом, то есть Своею жертвою на кресте умиротворил земное с небесным, так и мы должны, как и Христос, творить мир между нами, часто жертвуя самими собою. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5, 9), потому что они уподобляются Сыну Божию, ибо совершают дело Самого Христа. Совершают то же дело, что и Христос. Как и Христос, они – миротворцы, или вместе со Христом, в единстве со Христом они творят мир, мир со своими ближними.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. «Блаженны изгнанные за правду» (Мф 5, 10). То есть блаженны мы, если пострадаем. Если мы примем страдания, когда мы правы, когда мы понимаем, что мы правы, когда мы поступаем по совести, когда мы поступаем правильно, «…ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 10), потому что даже в таких страданиях мы Христу уподобляемся.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах (Мф 5, 11-12).То есть, если нас поносят, если нас гонят не потому, что мы совершили что-то плохое, а за то, что мы что-то правильно сделали, то нам не нужно ни обижаться, ни уходить куда-то, в конце концов. Наоборот, – радоваться, понимая, что мы уже ни к чему не привязаны, а все больше и больше уподобляемся нашему Спасителю, Иисусу Христу.

Эти заповеди блаженства являются самым высокой ступенью того, что Христос предлагает нам, что Христос требует от нас, но через их исполнение мы достигаем тех вершин единства со Христом, которые по-другому достичь невозможно. Также заповеди блаженства являются тем условием, которое необходимо для того, чтобы и христианская община стала по-настоящему великой свидетельницей любви Божьей к людям и братской любви между нами.

Попросим Господа нашего Иисуса Христа даровать нам силу, чтобы исполнять заповеди блаженства.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 29.01.2017