В антифоне Евангелия сегодня пели эти слова: «И Слово стало плотию, и обитало с нами. А тем, которые приняли Его, дало власть быть чадами Божиими». И вот эта истина, истина о том, что «Слово стало плотью и обитало с нами» – это то, что мы праздновали в это время, которое только что закончилось, – Рождественское время. Каждый год приходит радостное, прекрасное рождественское время, чтобы напомнить нам эту истину – Божье Слово стало плотью и обитало с нами. Бог с нами. Он сделался маленьким, чтобы мы могли к нему подойти без страха, с любовью, потому что Бог пришел к нам. Это время здесь еще чувствуется, потому что еще присутствуют все рождественские знаки, которые своей красотой напоминают именно об этой истине: Слово стало плотью, Бог стал человеком, стал Одним из нас. И именно на это Иоанн Креститель сегодня указывает, можно сказать, что свидетельствует Иоанн Креститель именно об этой истине: «Слово стало плотью и обитало с нами».

Он это сказал другими словами: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29). Этот эпизод, на самом деле, очень красивый, можно постараться увидеть эту картину: Иоанна, крестящего в Иордане, Иисуса, который подходит к нему. Это случилось через несколько дней после Крещения Иисуса, и Иоанн дает это свидетельство: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Этим он говорит, что это Тот, Который пришел спасти нас; это Тот, Который пришел, чтобы наполнить нашу жизнь надеждой; Который пришел, чтобы дать нам силу надежды. Иоанн называет Иисуса Агнцем: «Вот Агнец, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Мы, созерцая Иисуса, может быть особенно после того, как в это рождественское время, мы созерцали Его маленьким, слабым, мы можем себе задать вопрос: «А как может агнец, слабый агнец очистить мир от греха? Как может слабый агнец взять на себя все зло, которое присутствует в мире?» – Своею любовью, Своей кротостью. Как Он это сделает? Иисус очищает мир, очищает нас, избавляет нас от зла Своею любовью и Своей кротостью. И Иисус никогда не переставал быть Агнцем, никогда в Своей жизни. Мы можем пройтись по всем страницам Святого Евангелия и всегда увидеть Его кротким, смиренным, добрым, полным любви к близким, нуждающимся, слабым, больным, нищим. Он никогда не переставал быть Агнцем. Он всегда был среди людей, доступным всегда и всем, иногда принимая больных, иногда проповедуя, иногда просто в молитве, но всегда кротким, смиренным, полным любви, как Агнец. Всегда.

Но, тем не менее, у Него была эта сила, чтобы взять на себя грех мира, чтобы взять на себя все грехи. Я подчеркиваю это – все грехи, потому что кто-то может сказать: «мои – нет, может быть, грехи других, но не мои, потому что мои грехи настолько большие, что даже грузовиком нельзя их утащить». Кто-то так думает. Нет. Дай Бог, чтобы свидетельство Иоанна сегодня вошло в сердце каждого из нас – Иисус пришел, чтобы взять грехи всех, и все грехи, потому что Он пришел именно для этого, чтобы прощать. Он не пришел для того, чтобы мы созерцали Его в Рождественское время, просто смотрели на Него с умилением. Нет, Он пришел, чтобы от нас взять зло, грех, ложь – все плохое. Он пришел, чтобы внести мир в наш мир, но прежде всего, в наше сердце. И поэтому, если кто-то из нас несет в своем сердце какую-нибудь печаль, какое-то тяжелое чувство, обиды, которые мешают жить, которые не дают, может быть, жить в мире с другими людьми, со своими родными, пусть услышат эти слова Иоанна Крестителя: «Вот Тот, Который пришел, чтобы избавить меня от этого. Он пришел, чтобы взять на Себя грехи мира Своею любовью и Своей кротостью».

Это свидетельство Иоанна Крестителя, на самом деле, должно наполнить нас упованием и надеждой. Мне кажется, что мы могли бы пытаться и сейчас, закрывая глаза, смотреть на Иисуса, идущего к Иоанну Крестителю, который громко говорит эти слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира», и сказать Иисусу то, что мы хотели бы сказать Ему сейчас: чтобы Он избавил именно от того, что делает нашу жизнь, может быть, тяжелой, грустной, печальной, и отдали Иисусу то, от чего только Он может нас избавить, очистить. Нужно чтобы мы совершили акт упования на Иисуса. Иногда мы сами себя наказываем, потому что боимся отдать Иисусу то, что Он, на самом деле, хочет взять от нас – эти тяжести, грехи, обиды. Без упования в этом мире трудно жить, и в этом мире нам необходимо уповать даже на других людей. Мы не могли бы пойти к врачу, если бы не уповали на него, что он может посоветовать что-нибудь и помочь нам. Иногда мы очень стараемся, действительно, делать все так, как врач сказал, потому что он знает.

Но такое же упование, гораздо большее упование, нужно возложить на Господа, Потому что Он Единственный, Кто никогда не разочарует нас, потому что Он никогда не перестанет быть тем Агнцем, Который берет на себя грех мира, мои грехи. Совершим тогда сегодня в глубине своего сердца этот акт упования с радостью, с благодарностью, принимая любовь Иисуса, кротость Его, не боясь отдавать Ему все, что может делать нашу жизнь печальной и тяжелой. Конечно, должен быть акт упования, должна быть хорошая исповедь, должно быть принятие Таинств, но это каждому из вас Иоанн Креститель сегодня говорит: «Смотрите на Иисуса, Он готов взять на Себя грехи мира, грехи ваши. Уповайте на Него».

о. Диогенес Уркиза, генеральный викарий епархии Святого Климента в Саратове

Послушать аудио можно по ссылке. Проповедь о.Диогенеса 15.01.2017