Сегодня Церковь празднует Богоявление. Слово, которое обозначает «явление свыше, явление на высоте» – так это переводится с греческого слова Эпифания (Επιφάνια). Что является? Это Бог является. Кому Он является? Сегодня особым образом мы празднуем Его явление этим трем волхвам, вернее, то событие, когда волхвы пришли и увидели Его. Это явление Бога, которое мы обычно воспринимаем как действие Божие, сопровождается также действием человека, который идет навстречу Богу, который отвечает на Божье откровение верой, доверием к Богу, делами. Волхвы идут навстречу Богу, идут, следуя за звездой. Их называют «мудрецами с востока». Но эти мудрецы многим могли бы показаться сумасшедшими. Чтобы идти за какой-то звездой, не зная куда, не зная зачем, не зная, кого они ищут. Но, тем не менее, они находят Царя, находят его в маленьком Младенце и приносят Ему свои дары. Мы знаем, какие это дары: золото, ладан и смирна. Эти дары обозначают три качества, три характеристики Христа: золото – Его Царство, Его Божественность, потому что этот металл самый драгоценный, самый наивысший в этом Его Царстве; ладан – Его Божество, потому что ладан приносится в Богослужении, возжигается для Бога; смирна – это было масло, драгоценный елей, который использовался при погребении – тем самым указывается на будущее страдание Христа, Его смерть на Кресте, а, значит, ту спасительную жертву, которую Он приносит за нас.
Значит, они признавали этим даром, что Он – Искупитель, признавали, что Он – Тот первый священник, который приносит единственно действующую жертву во искупление всех людей. Поэтому Церковь всегда интерпретировала эти дары как указывающие на характеристики Христа: Он – Царь, Он – Бог и Он – наш Спаситель. Наверное, дары – это не столь важно, они пришли, чтобы поклониться Христу. Об этом они говорят царю Ироду. Они не говорят о дарах, которые принесли, они говорят, что «мы пришли поклониться Ему».
Что значит поклониться? Поклониться – это значит, преклониться перед кем-то. В каких-то странах эта традиция сохраняется по сей день – поклоны, выражающие почтение другим людям. Но в этом случае речь идет о том, чтобы поклониться Богу, то есть преклониться перед величием Божиим, перед бесконечностью Божьей, бесконечным Его превосходством над всем творением, перед Богом, Который теперь присутствует в бедном Младенце. Они пришли поклониться, то есть признать, что они перед Ним прах, ничто, несмотря на всю мудрость, которая у них есть, несмотря на все богатства, которые у них есть, несмотря, может быть, на власть, которая у них есть, потому что этих волхвов иногда называли тоже и царями.
Они признают, этим поклонением, что Он выше всех, что Христос превыше всех. Мы, к сожалению, отвыкли от того, чтобы поклоняться. Мы больше не преклоняемся перед другими людьми, даже если они умнее нас, если они имеют авторитет над нами, как, например, родители, как было раньше, как сохраняется в некоторых традициях. Как в той же православной церкви, некоторые поклоны, которые совершаются, например, в присутствии епископа, перед священником, который предстоит. Мы отвыкли кланяться, потому что мы не хотим сознавать чьего-то превосходства над собою, потому что себя мы считаем мерой всех вещей и, значит, мы больше претендуем, наверное, на то, чтобы в первую очередь нас уважали. И, в некотором смысле, чтобы нам поклонялись, пускай не физически, но внутренне как-то преклонялись перед нами, признавали нас, уважали нас.
А самим поклоняться тому, что неизменно нас превосходит, мы отвыкли. Отвыкли в повседневной жизни и поэтому тяжело это сделать в жизни духовной. Тяжело понять: как это, что это означает – преклониться? Нам приятно, и это тоже, в принципе правильно, думать о Христе как о нашем друге. Это правильно, но это нам легко, потому что у нас есть друзья, может быть, немного, но мы знаем, как мы относимся к друзьям. Нам приятно, в принципе, относиться к Богу, как к отцу, потому что у нас были родители, может быть, не всегда самые святые, но мы понимаем, что это означает. Но преклоняться – этого у нас в опыте нет, в этом нас не воспитывали, в советское время нас воспитывали наоборот – стоять гордо, наоборот, против Бога.
А сегодня мы призваны этим праздником в Церкви, чтобы присоединиться к этим трем волхвам, которые пришли поклониться, преклониться, признать, что Христос – это Бог, что мы даже и представить себе не можем, насколько Он велик. Он превосходит всякое наше разумение, и мы по сравнению с Ним – прах, ничто. Преклониться перед Ним и принести наши скромные дары, то есть наши жизни, наши способности, наши поступки, сделать что-нибудь для Него, пожертвовать чем-нибудь для Него.
Пусть святые волхвы даруют нам, испросят для нас эту благодать: следовать им в нашей жизни, следовать их примеру, поклоняясь всей нашей жизнью, всем нашим существом Богу, преклоняясь перед Христом.
о.Андрей Старцев