Праздник, который мы сегодня мы отмечаем, так и называется – Пресвятая Богородица Мария. В этом сочетании трех слов центральным является слово Богородица. Та, которая родила Бога, то есть Божья Матерь. Таким образом, сегодня церковь празднует Богоматеринство Девы Марии, то, что она – Матерь Божья. На самом деле, это далеко не всем очевидно, и особенно, людям, которые, может быть, далеки от христианства. Это словосочетание – Богородица, или Божья Матерь, звучит как-то очень резко. Как может быть у Бога Матерь, о которой мы знаем, что это человек? Как от человека может родиться Бог? Такого не бывает, это противоречие. И, например, мусульмане верят, что Иисус Христос – это просто пророк, что это не Бог, не Сын Божий. Они не используют это слово, они говорят – Дева Мария, но не говорят – Богородица, или Богоматерь. Например, когда есть храм Богородичный, они так, чтобы перед собой быть честными, говорят – Храм Девы Марии, но не говорят – Божьей Матери, потому что для них это звучит очень неправильно.

Тогда почему мы используем это слово – Божья Матерь, почему мы говорим о Богоматеринстве, насколько это правильно? В каких смыслах мы это слово используем? Догма церкви с давних времен, еще с Эфесского Собора, гласит, что Дева Мария воистину есть Богоматерь, то есть она истинно Матерь Божья. В самом прямом смысле, без всяких отклонений, без всяких оговорок, она – Матерь Божья, в истинном и собственном смысле этого слова. Что значит – в истинном? Истинное, значит, по-настоящему. Говорю Божья Матерь, имея в виду Божья Матерь. В собственном смысле – значит, не в каких-то других смыслах.

Потому что, когда мы используем слова, то наделяем их различными смыслами. Например, мы можем говорить: этот футболист, или этот токарь, или этот инженер – бог в своем деле. То есть мы говорим о человеке, что он бог. Мы понимаем, что мы не говорим, что он творец вселенной, что он спаситель всех, мы просто указываем на его превосходство над остальными и используем слово «бог» по аналогии, не в собственном смысле этого слова. Когда мы говорим о том, что, например, эта женщина – мать инженера, или мать художника, мы тоже используем эту фразу не в собственном смысле этого слова, потому что когда она родила человека, он не был художником, он не был инженером. У него были задатки, но он, родившись, не начал рисовать какие-то чертежи, или какую-то картину.

Но когда мы говорим, что Дева Мария – это Божья Матерь, мы используем выражение в собственном смысле этого слова, то есть это именно то, в самом прямом смысле. Она родила Бога, она зачала Бога. Мы знаем, что это не ее силами, а Божьей силой: «Сила Всевышнего найдет на тебя», да? «Зачатое в ней, – говорит Ангел Иосифу, – есть от Духа Святого». Но это плоть от плоти Марии. То есть то, что есть в человеческой природе Иисуса Христа, взято от Марии. И Мария родила Христа. Кто такой Христос? Христос – Сын Божий. Сын Божий, значит Бог, потому что дети той же природы, что и родители. Иисус Христос – Сын Божий и Сын Марии Девы, Сын Божий и Сын человеческий, и тогда во всех смыслах, в прямом смысле мы утверждаем, что Мария – это Божья Матерь, не говорим это ни по аналогии, ни в иносказательном смысле, а утверждаем, что она Божья Матерь.

Но что следует из этого утверждения? А следует, что Ее участие особенное в замысле Божьем. Она особым образом соединилась с Богом, Она стала похожей на Бога-Отца, потому что Бог-Отец – родитель Иисуса Христа. Дева Мария – тоже родительница Иисуса Христа. Бог родил Иисуса Христа от века, а Дева Мария родила Иисуса Христа во времени. Бог-Отец, родив Своего Сына, не изменился, Дева Мария, родив Христа, осталась Девою. Есть много аналогий, много похожестей, и мы видим, что в этом действии, в котором Она принимает участие, в действии Божьего воплощения пересекаются божественное с человеческим. Теперь у Иисуса Христа, центральной фигуры истории спасения, истории всего мироздания есть Бог – Отец и есть человек – Матерь, Пресвятая Дева Мария. Во Христе соединяется человеческое с небесным, благодаря Деве Марии, которая своим согласием, данным Ангелу в момент Благовещения, позволила, чтобы Бог совершил это дело воплощения, это дело нашего спасения.

И сегодня, празднуя ее Богоматеринство, мы празднуем не только то, что Она дала свое согласие. Мы празднуем все последствия этого Богоматеринства, мы празднуем то, что человеческая природа вознесена над тем, чем она была до этого, приближена и соединена с Божественной в Иисусе Христе – Сыне Марии Девы. Мы празднуем то, что благодаря ответу Девы Марии, благодаря Ее участию в деле спасения, мы тоже сопричтены к этому делу, мы тоже к нему присоединены, мы тоже его участники. Мы празднуем то, что отныне Бог воистину наш Отец в Иисусе Христе, Который принял нашу природу и через Него мы стали детьми Божьими. Мы празднуем также то, что Он даровал нам и особенную Матерь – Матерь всех живущих, тоже в Иисусе Христе, Матерь всех спасенных, новую Еву – Деву Марию.

Попросим по Ее заступничеству у Господа Бога всегда следовать этому пути спасения, который Бог через Нее исполняет во всем мире и в нашей жизни.

о.Андрей Старцев

Аудио можно послушать здесь Проповедь 01.01.2017