IMG_7358-2Сегодня мы празднуем четвертое воскресение Адвента, которое попадает в октаву перед Рождеством. Это особое время, которое известно одним из своих литургических элементов: антифоны “О”. Это антифоны, которые поются в начале святой Мессы. И антифон, который предназначен для этого дня, то есть для второго дня этой октавы, звучит так: «О, Господь! Вождь дома Израилева, явившийся Моисею в пламени купины, и давший ему закон на Синае, приди, чтобы десницею Своею нас спасти». В этих антифонах мы призываем Господа, и обращаясь к Господу, используем разные эпитеты, титулы, которыми мы Его называем. Но, кроме того, здесь указывается на особое событие, которое было в истории Ветхого Завета – на явление Бога Моисею на горе в пламени неопалимой купины, то есть куста, который горел и не сгорал. Мы помним это событие, в котором Моисей был приготовлен для того, чтобы совершить великое дело исхода, то есть вывести Израиль – избранный Богом народ, из рабства в Египте, переведя его через Красное море в землю обетованную. Но это же событие, некоторым образом, мы начинаем праздновать сейчас, то есть мы начинаем праздновать этот исход и новое явление Господа. И новая неопалимая купина, и в некотором смысле новый Моисей, который в этом участвует, это – Святой Иосиф.

IMG_7441

Потому что мы снова слышим слова, которые обращены Богом, на этот раз посредством Ангела, к Святому Иосифу. Как говорит Евангелие сегодня,: «по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,— се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1, 18-22).Ангел обращается к Иосифу словами: «Не бойся», обращается вэтой ситуации, которая возникла с Девой Марией.

IMG_7365-2

Деву Марию в традиции Церкви, в предании Церкви часто называют неопалимой купиной. Почему ее называют так? Потому что, если купина, то есть куст, в котором Бог явился Моисею, горел и не сгорал, то Мария, в которой поселился Бог, в зачатии Иисуса Христа – Сын Божий, носила Самого Бога и как бы не сгорала, оставалась при этом живой. Поэтому ее по аналогии называют неопалимой купиной, или, наоборот, говорят, что неопалимая купина – это прообраз Девы Марии.

IMG_7384-2

И обращается Бог к Иосифу, говорит: «Не бойся!» Почему – «не бойся»? Не бойся принять Марию, жену твою. Чего боится Иосиф? Мы из текста можем предположить. Дева Мария была беременна, хотя с Иосифом они еще только были обручены, но еще не сочетались, то есть еще не были в полном смысле мужем и женой. И Иосиф, наверное, мог бояться осуждения других людей. Но из текста видно, что этого Иосиф не боится. Чего же может бояться Иосиф? Разве Ангел Господень говорит ему: Не бойся! Я сделаю так, что никто не узнает, что это не твой ребенок. Ангел Господень не говорит этого, а говорит: Не бойся, ибо То, что родится от Марии, это от Духа Святого. Не бойся. Причем говорится ещё в начале, когда узналось, что имеет во чреве от Духа Святого. То есть уже было известно в некотором смысле. Может быть, Мария рассказала Иосифу, как могла, но Иосиф испугался.

IMG_7450-2

Тогда чего же Иосиф испугался? Наверное, испугался не того, что люди подумают, а испугался принять участие в этом деле, то есть, оказаться рядом с тем, что Бог совершает. Когда Ангел Господень говорит ему о пророчестве, то он говорит о том, что было предвозвещено Израилю – о пророчестве Исайи: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1, 23), то есть о великом деле, которое должно исполниться. Бог исполняет то, что обещал всем предкам Иосифа: спасение, избавление. А Иосиф боится, поэтому Ангел говорит ему: «Не бойся». И поэтому то, что Иосиф все-таки, как говорит Евангелие, поступил, как повелел ему Ангел и принял жену свою, – не потому что Иосиф успокоился, что другие люди не узнают ничего, а потому что Иосиф внутренне принял серьезное решение: взять на себя ту ответственность, которую Бог ему предлагает – сопровождать Богородицу, сопровождать Того, Кто от нее родится – Мессию, нашего Искупителя, воспитывать Его, быть Ему защитником, заботиться о Нём. Это его обязанность.

IMG_7370-2

Но то же самое происходит и с нами, когда мы боимся Бога в некотором смысле. Потому что боимся брать на себя обязательства, так как эти обязательства означают жертвовать самими собою, по примеру Самого Бога. Как Христос Собою пожертвовал, так и мы должны жертвовать собою. Потому что эти обязательства, это обязательства любить Бога всем сердцем, всею душою и любить ближнего. Эти обязательства есть обязательства в исполнении заповедей Божиих. Это значит молиться каждый день, участвовать в литургии, в Мессе по воскресениям. Это значит обязательство бороться с сатаною, бороться со злом, бороться с самолюбием, бороться с гордостью в своем сердце, победить сатану в своем сердце, победить зло, самолюбие в своем сердце, и не только внутри себя, но и бороться с сатаной, с грехом и вне нас, то есть бороться за души грешников, за обращение грешников.

IMG_7446_1-2

Поэтому, часто случается, что мы боимся Бога, например, когда должны исповедоваться. Зачем исповедоваться в том, в чем, мы почти уверены, придется потом исповедоваться снова? Снова впадаем в те же самые грехи. Не хотим брать на себя эти обязательства, то есть приложить все усилия, чтобы не впасть снова в грех. И нам, как Иосифу, Ангел, или Бог через него говорит: «Не бойся». Не бойся принять Марию, не бойся принять Бога, не бойся принять ответственность в соучастии в деле твоего искупления и искупления других людей. Не бойся примириться с Богом. Все равно Бог нас любит, Бог о нас задумал великое. Поэтому попросим Господа нашего Иисуса Христа, по заступничеству Пресвятой Девы Марии, Святого Иосифа избавиться нам от страха перед нашим Творцом и нашим Искупителем, избавиться нам от страха в участии в деле нашего спасения, нашего искупления и спасения, и искупления всего мира.

о. Андрей Старцев