IMG_7433Сегодня мы празднуем третье воскресенье Адвента. Воскресенье, которое на латыни носит название Gaudete, то есть – «Радуйтесь». Это название происходит от входного антифона Святой Мессы. Антифоны – это такие краткие высказывания, обычно из Священного Писания, из псалмов, которые пелись в начале Святой Мессы. Теперь это можно заменять другими песнопениями, то есть гимнами, которые мы поем. Так вот антифон этого воскресенья говорит: «Радуйтесь всегда в Господе;* и ещё говорю: радуйтесь.* Господь близко». То есть призывает нас радоваться, и причина этой радости – то, что Господь близко. И мы можем сказать, что вся жизнь христианина – это время ожидания встречи с нашим Спасителем. То есть мы все ожидаем встречи со Христом лицом к лицу. И это радостное ожидание. То есть получается, что это воскресенье подчеркивает аспект нашей жизни, который мы не только сегодня должны практиковать, но всю нашу жизнь радоваться, ибо Господь близко.

IMG_7439

Но когда мы теряем осознание того, что Господь близко, тогда и пропадает радость; когда мы забываем, или не имеем в виду, что Господь близко, то у нас начинаются проблемы. Конечно, проблемы начинаются не только в этот момент. Проблемы всегда есть, трудности всегда есть. Но только без Бога, без присутствия Божьего, без Христа проблемы, которые существуют в мире, обрушиваются на нас с особенной тяжестью. Тогда очень важно осознание того, что Господь близко, но мы теряем это осознание, когда сами удаляемся от Него, когда расставляем другие приоритеты в нашей жизни, когда другие вещи, заботы занимают в ней первое место, то место, которое должно принадлежать Господу.

В начале Адвента я давал этот пример о старой традиции, которая существовала в Католической Церкви – на время Адвента ставить в алтарной части храма трон, тем самым показывая, что мы ждем нашего Господа. И это главное место – для Него. И в нашей жизни так же главное место должно быть отведено Богу. А когда мы оставляем это место для других вещей, то есть когда мы выгоняем Христа из нашей жизни, когда мы оставляем молитву, воскресную литургию, духовные чтения, частую исповедь, то тогда получается, что другие вещи приходят и занимают то место, которое должно принадлежать Богу. Они доставляют нам много забот, много разных озабоченностей. Когда мы удаляемся от Господа, тогда мы начинаем терять терпение в трудностях, которые на нас вдруг с тяжестью наваливаются, терпение не только в ситуациях, которые происходят, но и с нашими ближними, тогда мы начинаем ссориться.

IMG_7441

Часто ссоримся по пустякам, иногда из-за самолюбия, и от этого нас предостерегает во втором чтении святой апостол Иаков, который пишет: «братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня» (Иак 5, 7). То есть указывает: нужно помнить, что Господь грядет, Господь близко и нужно долготерпеть. «Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братья, друг на друга, чтобы не быть осужденными» (Иак 8,9). Не сетовать друг на друга, то есть не обижаться друг на друга, не жаловаться, не злиться друг на друга, с терпением относиться друг к другу. И в этом как раз нам и помогает осознание того, что Господь рядом, Господь близко. Это наделяет наши души радостью. А с этой радостью нам проще терпеливо переносить невзгоды и тех людей, которые, может быть, нам мешают, или как-то нас обижают. Но тогда, если так важно осознавать, что Господь близко, как нам увериться, что Он действительно близко?

Такой уверенности в том, что Господь близко, искал и Иоанн Креститель. В Евангелии мы об этом слышали. Иоанн Креститель, что мы о нем знаем? Когда он встречался с Иисусом Христом? Ну, ладно, в утробе матери, но тогда был еще маленьким, когда Мария посетила Елизавету, но потом он Его встретил при Иордане, он указал на Него ученикам своим, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин 1, 29). Иоанн Креститель – это тот, кто крестил Иисуса Христа, кто видел голубя, Духа Святого как голубя сходящего на Христа, и слышал глас с небес: «Се Сын Мой возлюбленный». И, несмотря на все эти откровения, Иоанн Креститель сомневается и посылает учеников своих к Иисусу Христу.

В конце своей жизни, уже находясь в тюрьме, он отправляет своих друзей спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти? Или ожидать нам другого?» (Мф 11, 3). То есть: «Ты ли Христос»? А Иисус не дает ему прямого ответа, не говорит: «Да, вот Я – Христос». Потому что такой ответ, может быть, был бы и не убедительным для Иоанна Крестителя, как может быть неубедительным, когда, например, парень говорит девушке: «я тебя люблю». Может быть неубедительным, если это не явлено в поступках. А что Иисус Христос делает, чтобы доказать, что Он – Мессия, Он говорит: «посмотрите на то, что Я делаю». Говорит: «Передайте то, что видите: слепые видят, глухие слышат, хромые ходят, мертвые воскресают. Ибо эти поступки, которые вы видите – это свидетельствует обо Мне, о Моем пришествии, о Моем присутствии, что Мессия, действительно, пришел, что Он рядом, что Господь близко».

И так же и в нашем случае: если мы отдалились от Бога, если у нас пропало сознание того, что Господь близко, если пропала радость, которую дает это осознание, то и мы должны посмотреть вокруг, посмотреть на то, что Бог делает для нас, чтобы увидеть Его руку, чтобы осознать Его присутствие в нашей жизни, чтобы ощутить Его милосердную, заботящуюся о нас любовь, любовь Христову. Чтобы увидеть, как много Он нас прощает, как много Он нам дает из того, что мы получили; чтобы заметить, сколько Бог заботится о нас, какой Он заботливый. И тогда мы снова сможем увериться, что Он близко, снова сможем радоваться в ожидании пришествия Господня, в том ожидании, которым является вся наша жизнь. Радоваться в ожидании Господа, ибо Он близко.

Поэтому мы должны еще раз посмотреть на нашу жизнь, увидеть, что Господь близко, осознать, что Он близко, с тем, чтобы в радости Его ожидать, к чему Церковь нас и призывает. Особым образом мы Его ожидаем как раз в это время Адвента. В это время мы должны приблизиться к Нему еще раз: в ежедневной молитве, в воскресной Литургии, и, что тоже обычно делается в такие особые времена, – в исповеди. Исповедоваться перед праздником для хорошего празднования Рождества Христова. И можно думать об этом, начиная с сегодняшнего дня, исповедоваться накануне этого праздника, чтобы не оказалось так в последний момент: вот Месса начинается, а я еще не исповедовался и давно не исповедовался. Потому что это как раз и будет нашим шагом навстречу Господу, грядущему к нам, тем шагом, который даст нам радость от того, что мы еще раз ощутим Его милосердие и Его прощение.

о.Андрей Старцев