Каждое второе воскресение Адвента мы читаем об одном и том же человеке, об Иоанне Крестителе, только Евангелия разные. Поскольку три года разбиты на три литургических воскресных цикла и предлагают нам разные Евангелия. Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3, 1-2). «Приблизилось Царство Небесное» – это те же слова, которые использовал Иисус Христос, когда начинал Свою проповедь: «Близко к вам Царство Небесное. Исполнились слова пророчеств».
Что же такое – Иоанн Креститель? Кто такой Иоанн Креститель? Это личность, в которой много таинственного. Что-то мы о нем знаем. Знаем, как он был зачат, как он родился. Не знаем, как он жил потом. И вдруг он появляется, появляется в пустыне. Это пророчество, которое было о нем, которое евангелисты передают. Кто он? «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк 1, 3). Иоанн Креститель – это глас вопиющего в пустыне. Говорят, что глас (голос) предназначен для того, чтобы передавать слова. То, что мы думаем, мы передаем другим людям посредством голоса, то есть формулируем слова. Говорят, что Иоанн Креститель в этом плане – это глас Божий. А слово – это Божье Слово, о котором евангелист Иоанн говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1, 1). «и Слово стало плотью». То есть можно сказать, что Иоанн Креститель – это тот голос, который сообщает нам Иисуса Христа, передает нам Христа.
Но «глас вопиющего в пустыне». Почему этот голос вопиёт в пустыне? Потому что в городе, в людных местах голос заглушается другими. Заглушается народом, толпой, заботами, базарными криками. То, что происходит всегда, когда мы хотим услышать голос Божий, но заботы мира сего, вся эта суета ежедневная заглушает голос Божий и поэтому нам, чтобы услышать его, нужно удалиться в пустыню, ибо там слышен этот голос. Поэтому Иоанн Креститель в пустыне кричал, в пустыне проповедовал. Какая это пустыня? Бывало, что многие люди уходили по-настоящему в пустыню, особенно монахи, которые таким образом основывали новый образ жизни – монашествующий, пустынничества. Пỳстынь. То есть, если даже в России нет природных пустыней, но также пустыней, пỳстынью назывались эти уединенные места, где никакой крик людской, никакие заботы человеческие не препятствовали слышать голос Божий.
Но не только в материальную пустыню мы можем уходить. Мы можем создавать эту пустыню, то есть эту тишину, эту безлюдность, это спокойствие, мир в нашей душе, когда уединяемся, когда ищем этой тишины. К чему и призывает наш епископ в этом Импульсе №1, который он нам дал к прошлому воскресению и который еще остался в распечатках на стенде в конце храма. Епископ призывает нас к тому, чтобы мы это время Адвента особым образом посвятили созданию моментов тишины в нашей жизни дома. Либо приходили в храм, чтобы в тишине предстать перед Богом, чтобы услышать Его голос. Глас вопиющего в пустыне.
О чем кричит Иоанн Креститель? «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк 1,3). В древности было так: когда приезжал царь, посещал какое-то селение, то ремонтировали дороги, исправляли пути. Это древняя традиция, которой мы придерживаемся до сих пор. Исправляем дороги, когда приезжает кто-то важный, и часто только в эти моменты. Но не стоит обижаться, потому что так было всегда, и об этом мы слышим даже в Священном Писании. Что это значит? Если дороги неисправны, то есть непроходимы, то царю не проехать. Если дороги нашей жизни не ровны, если наша душа не ровна перед Господом, если она полна ям и ухабов, которые оставили страсти и грехи, если дорога нашей души поросла сорняком мирских и греховных привязанностей, то Господу не пробраться. И так случается: все страсти, все мирские заботы оставляют следы в нашем сердце, следы, которые становятся препятствием для Бога, для того, чтобы Он смог войти к нам внутрь, чтобы Он смог пройти по той дороге, которая была уже исколешена разными страстями, эмоциями, искушениями. Поэтому мы должны приготовиться к приходу Господа. И время Адвента – это время, когда мы готовимся к приходу Господа, расчищая дороги нашего сердца посредством покаяния и исповеди.
Другие слова, которые мы слышим от Иоанна Крестителя, обращенные к фарисеям и саддукеям: «не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам» (Мф 3,9). Что он имеет в виду? Не думайте себя оправдывать: мы – дети Авраама, мы – иудеи. Не думайте говорить, что мы уже католики, что мы убежденные католики, что все в порядке, «все схвачено», что не о чем больше беспокоиться. Все пойдет, все будет хорошо. «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3, 8) – то есть нужно изменить нашу жизнь, исправить то, что в нас порочно, разлюбить себя и полюбить Господа, и полюбить ближнего – в этом плоды покаяния. Поэтому время Адвента – это как раз время, в которое мы призваны к покаянию, к подготовке путей, дорог нашей души к их исправлению, чтобы Господь мог к нам прийти. Это время ожидания Господа. Подготовим же наши души, наши сердца. Да придет Господь в них и да воцарится в наших душах.
Ему, нашему Спасителю, Слава во веки веков. Аминь.
о. Андрей Старцев