С
егодня мы во время этой Святой Мессы участвуем в начале нового литургического времени – времени Адвента. Адвента – то есть времени, когда мы ожидаем пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа. Понятно, что поскольку это время предшествует празднику Рождества Христова, то, наверное, главным образом мы готовимся именно к этому празднику. Но кроме этого, время Адвента и особенно первая его часть, как мы можем понять из чтений, которые мы сегодня слышали, – говорит больше о втором пришествии, которого мы ожидаем ,то есть о пришествии Христа во Славе. Как мы во время Святой Мессы говорим: «Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твоё исповедуем, ожидая пришествия Твоего». И, можно сказать, что время Церкви вообще с момента Вознесения Христа на небо и до Его второго пришествия – это время Адвента, время ожидания. Но так как нам сложно делать много вещей сразу, и думать и размышлять о всех вещах сразу, то Церковь решила, что нужно установить эти литургические времена, которые посвящены разным аспектам, наполняющим христианскую жизнь.
Таким образом, сегодня мы вступаем в это время ожидания, время Адвента. Литургия нам предлагает различные тексты и молитвы, например, в Бревиарии есть такие вступительные антифоны к псалмам: «Вот грядет Царь свыше, с силою великою спасти народы» или, другой антифон: «Ликуй и веселись дочь Иерусалима, вот твой Царь грядет к тебе. Не бойся». То есть говорит об этом пришествии Царя, пришествии Христа, которого мы ожидаем. Но ожидание бывает разном. Можно было бы разделить его на два вида: ожидание простое, обычное и ожидание радостное. Потому что часто бывает, – мы чего-то ждем, но радости от этого не испытываем. Ждем – ну будет и будет. Можно, конечно, еще ожидание чего-то плохого сюда добавить, но, наверное, мы ничего плохого во время Адвента не ожидаем.
Есть такой пример, который на моей памяти произошел в одном католическом храме, и, наверное, это не повод для гордости. Там решили так: чтобы было наглядно, что Адвент – это время ожидания, надо поставить символ ожидания. Но они придумали немножко странный символ, они поставили перед алтарем скамейку. Скамейку, какие в парке бывают: красивая, хорошая скамейка и фонарь. Фонарь, понятно, – свет, зажженный свет, то есть бодрствование, значит, ожидание и скамейка, на которую садимся и ждем. Но чего ждем? Автобуса? Или чего? Это не то ожидание, которое во время Адвента, это не то христианское ожидание пришествия Спасителя.
А в Средневековье существовала другая традиция. На время Адвента в храме устанавливался трон, престол, который был пуст. И понятно, что если есть трон и никто на него не садится, то кто-то должен все-таки сесть, если его поставили. Это ожидание прихода Христа–Царя, тут ожидание уже совсем другое, потому что не мы сидим на скамейке и ждем просто так чего-то непонятного, а мы знаем, кого мы ждем. Мы ждем, что придет Христос и сядет на троне, явится в славе Своей.
Можем сравнить эти два ожидания с ожиданием прихода гостей. Если гость важный, очень важный, то это ожидание радостное. Например, Папа Римский придет в гости ко мне домой, в квартиру – что мы будем? Готовить угощение, то есть все самое лучшее. В конце концов, если надо и деньги займем; уборка – все будет блестеть, все будет сиять, будет лучше, чем в магазине IKEA, когда проходим там по этим рядам, где образцы выставлены: какой кухня может быть, каким еще что-то. Кажется, вот сесть бы здесь и посидеть. Сделаем все, чтобы было наилучшим образом, чтобы все выглядело хорошо, чтобы, когда придет важный гость, он пришел и понял, что здесь ему рады, что он правильно пришел. А если гость неважный, то и не особо мы его и ждем, а лучше бы, чтобы и не приходил, и к его приходу мы и не готовимся. Придет, посмотрим: «А, пришел, ну, ладно, заходи, знаешь, где тапочки, да?». То есть, мы его ожидаем, но не очень. И тогда время Адвента должно стать для нас радостным ожиданием важного гостя, ожиданием прихода Христа-Бога, Царя, нашего Спасителя, Того, Кто нас любит.
А как мы должны подготовиться к Его приходу? Литургия опять дает нам в этих вступительных антифонах объяснения, что надо делать. Говорит так: «Очистим наши сердца к пришествию Великого Царя. Удостоимся встретить Его». Очистим наши сердца – то есть сделать уборку, в конце концов, внутри, в нашем внутреннем доме, в нашей душе, в нашем внутреннем храме. «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21, 28). Почему мы должны поднять головы? Потому что мы склонились под грузом разных житейских забот, а теперь надо как-то от этого освободиться, очиститься и посмотреть на небо, откуда Господь грядет, приближается наше избавление. Это мы особым образом совершаем во время Адвента, хотя должны это делать и на протяжении всей нашей жизни.
Пример, который Христос приводит, чтобы мотивировать нас к ожиданию Его: «Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор (в какое время придет вор), то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» (Мф 24, 43). То есть, мы должны быть готовы бодрствовать, не дать, чтобы наш враг подкопал наш дом, чтобы мы оказались рабами сатаны и рабами греха. Поэтому сегодня время Адвента, время, когда нужно сделать уборку в нашей душе, то есть время для испытания совести, для исповеди, время, когда мы должны поднять головы наши, чтобы ожидать Господа, думать более о небесном.
К этому призывает нас также и наш епископ. И на сайте уже, наверное, видели это начинание, которое он предлагает, что можно сделать во время Адвента. Особое маленькое послание, которое можете найти и на сайте, и в печатном виде под доской объявлений, напечатанное на небольших листочках. Поэтому, к чему церковь нас призывает, и епископ нас призывает? К тому, чтобы мы ожидали Господа, подготовили сердца наши. И вступительная молитва с этим же обращается к Богу: «Просим Тебя, всемогущий Боже, даруй нам стремление встретить грядущего Христа добрыми делами и да удостоимся мы Царствия Небесного, собранные одесную Спасителя».
Попросим этот дар: готовиться во время Адвента не только к празднованию Рождества, но и к приходу Спасителя. С тем, чтобы и праздник Рождества мы встретили более подготовленными, чтобы принять Христа в нашу душу и в наши сердца.
о. Андрей Старцев