Сегодня Церковь празднует Торжество Христа Царя Вселенной. Мы понимаем, что Христос должен быть Царем Вселенной, то есть Царем всего существующего, всего, что Им сотворено, потому что Он Бог. Но что мы празднуем? Только ли в этом качестве Христос – Царь Вселенной? Только ли Он Царь Вселенной, как Бог? Чтения, которые Церковь сегодня нам предлагает, указывают на два вида царствования Христа.
Второе чтение – Послание святого апостола Павла к Колоссянам. Апостол Павел указывает на то, что Христос есть Истинный Бог, есть Творец всего существующего, есть Царь всего существующего. Это тот же Христос, о Котором им было благовествовано. Как звучит это чтение? Интересны те слова, которые используются. Эти слова, о которых некоторые комментаторы утверждают, что это – некий гимн, который первая церковь пела, возносила Богу как благодарение за то, что произошло, за то, что они узнали. «Братья: пишет апостол Павел, – Благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов». (Кол 1, 12-14)
То есть, для начала говорит об искуплении, а теперь пытается уточнить – кто же есть Христос, и пишет: «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари» (Кол 1, 15) Который есть образ. Слово, которое используется по-гречески – это εικων, оттуда наше слово икона. Икона – образ. Что делает образ? Он делает явным то, что не видно, это то, что доносит до людей что-то важное. Теперь мы не можем видеть Иисуса Христа, но когда мы смотри на образ Христа, мы обращаемся к Нему, Он предстает перед нами, хотя во плоти теперь нам невидимый, но все равно является перед нами. А тут апостол Павел говорит, что Христос – это образ, икона Бога невидимого, то есть говорит: «Бога – Отца», Он тот, Кто доносит до нас Бога – Отца, Он сам во плоти являет Бога, Он сам есть Бог. Не просто образ Бога, не просто икона, которая Богом не является сама по себе. С Иисусом Христом дело сложнее: «образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари». Здесь это слово «прежде» – может быть понято в двух значениях: в значении временном, то есть раньше, и в значении, можно сказать антологическом. Который раньше всех: не по времени раньше, а всегда раньше, который прежде всех остальных, всей твари – то есть всего творения, тем самым указывая, что Христос не относится к творению, Он раньше творения, раньше всякой твари, и Он рожденный, а не сотворенный.
Дальше пишет апостол Павел: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1, 16) – перечисляет иерархию ангельскую. Им создано все. Здесь «Им» можно понимать: как в Нем создано все, или – через Него создано все. «В Нем» – как бы указывая область, место, в котором происходит работа сотворения. Все законы, которые в творении появятся, все цели, которые управляют творением – все пребывает в Нем, во Христе. В Нем, ибо Им создано все. Далее :всё Им и для Него создано» (Кол 1, 16). Все Им создано. «Им» тут пишется δι’ αυτου по-гречески – то есть через Него, Им создано, через Него создано. Оно описывает Христа как инструмент творения, как некоторый посредник творения, который творит. Потому что инструмент – он творит, хотя и человек творит инструментом. «Все Им и для Него», то есть указывает на Христа, как на цель творения. Все сотворено для Христа, «для Него создано» и «Он есть прежде всего».
И тут еще раз повторяется: «Он есть прежде». «Прежде» используется эта частица προ, которую мы используем, например, в слове «протоиерей», в православной церкви. Это греческое слово, это первый иерей, который над всеми, который раньше всех. Или, например, «протон» – тоже от греческого слова. То есть προ указывает на «раньше» – предлог, который относится к превосходству, превосходству по качеству. Так что еще раз указывает на превосходство Христа, Его первенство.
«И все Им стоит» – тут еще сложнее. «Все Им стоит» – слово, которое здесь используется по гречески συνεστηκεν perf. ind. act. от συνιστημι – означает ставить вместе, удерживать вместе, сочетать. То есть предохранять от развала, от разложения, от рассыпания, держать в целостности – Сам Христос является источником, принципом согласованности всего творения, всей Вселенной. «Все Им стоит». Если мы стоим, то есть если мы существуем, если мы есть, – мы есть через Него, Им, по Его причине. Он все содержит, все основывает, является связующей силой, которая пронизывает все и все удерживает вместе. Таким образом, мы видим в этом гимне утверждение о том, что Христос является основой, принципом целостности всего мироздания, гармонии мира, Который всем управляет, Который является Царем всего существующего.
Он является Царем существующего, поскольку Он – Сын Божий, Он – Бог. Но Он также воцарился еще другим способом – стал Царем по-другому, как человек, после Своего воплощения, в момент Своих страданий на Кресте. Его Царство было признано Понтием Пилатом, написавшим табличку, которую повесили на Кресте: «Иисус Христос Царь Иудейский». И разбойник, о котором мы сегодня читали в Евангелии, обращается к Нему: «Помяни меня Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23, 42), признавая Христа Царем, Господом. И получается, что Христос воцарился в особый момент, о котором Он говорил, что это час Его прославления. Час, день Его прославления – это день Его страстей, когда Он принес жертву за наше искупление. И выходит, что Он воцарился в тот момент, когда Он был вознесен на дереве, вознесен на Кресте, и выходит, что Крест – это Его Царский престол, Его трон.
Мы находим упоминание об этом также в Книге Откровения, где Иоанн Евангелист говорит: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» (Откр 5, 6). Какой Агнец? Кто Агнец? Христос. «Как бы закланный», то есть с указанием на Его страдания. Он на престоле. Вокруг Него четыре этих животных, непонятных, странных, с шестью крылами, с образами, которые мы видим: льва, человека, буйвола и орла. И двадцать четыре старца, которые символизируют полноту Ветхого и Нового Завета, которые преклоняются перед Ним и восклицают: «достоин Агнец закланный принять силу, честь и богатство» (Откр 5, 12). Указывают на Христа как закланного, который восседает на престоле. Знак Его победы, Его заклания сохраняется и при Его триумфе, о котором повествует Книга Откровения.
В чем же заключается Его победа и Его царствование? В победе Его любви, которую Он явил на Кресте, в победе Его Милосердия. И это, наверное, символично, что мы в этот праздник завершаем Юбилейный год Милосердия, празднуя Христа Царя Вселенной, празднуя триумф, победу Его Милосердия, Милосердия Божия. «…благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.» (Кол 1, 19.20). Еще раз мы можем вернуться к посланию апостола Павла к Колоссянам, особенно к началу этого отрывка, вернуться к благодарению: «Братья: Благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол 1, 12-14).
Христу, Нашему Богу и Царю, хвала во веки веков. Аминь.
о. Андрей Старцев