Cегодня церковь празднует 33-е воскресение рядового времени. Это получается по счету последнее воскресенье рядового времени. На следующей неделе у нас будет Торжество Христа Царя Вселенной, а еще через неделю уже будет первое воскресение Адвента. Поэтому Евангелие, которое мы сегодня слышим, можно сказать последнее и повествует о последних временах, указывая с одной стороны на разрушение храма, с другой стороны – на преследования.
Но сегодня я хотел бы взять только первую часть, первый стих этого Евангелия. «В то время: Когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Иисус сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; всё будет разрушено». О каком храме идет речь? Речь идет об иудейском храме, который находился в Иерусалиме, на так называемой Храмовой горе.
Это был уже второй храм, построенный иудеями, который в конце концов был разрушен. Первый храм был построен царем Соломоном в 950 году до нашей эры
Второй храм Зоровавеля построен после возвращения израильтян из вавилонского пленения, когда они, придя из Вавилона, разрушили первый храм. Второй храм был построен в 516 году до н.э.
А сегодня пойдет речь о так называемом храме Ирода, но это не новый храм, а реконструированный храм Зоровавеля. Этот храм начал строиться в 20-м году до н.э., за 20 лет до рождения Иисуса Христа. Обветшавший Иерусалимский храм уже не имел красивого вида, не мог гармонировать с великолепием тех других построек, которыми Ирод украсил Иерусалим. И тогда он решил реконструировать храм. Работы продолжались в течение 9 с половиной лет. Кроме того, что был реконструирован сам храм, то есть само здание храма, также были возведены постройки вокруг храма, то есть то, что окружает храм. И они продолжались очень долго; можем вспомнить отрывок из Евангелия, когда Иисус Христос говорит: «Разрушьте храм сей и я в три дня восстановлю его». Тогда иудеи говорят: «Но этот храм уже 46 лет, как строился», то есть на этот храм ушло 46 лет, к этому моменту было уже 46 лет как было это строительство. И закончилось строительство храма лишь в 64-м году нашей эры, то есть по Рождеству Христову. Получается, храм строился в целом 84 года. А в 70-м году, через 6 лет был полностью разрушен в так называемую иудейскую войну, когда римляне пришли и уничтожили Иерусалим, уничтожили Иудейское государство, по крайней мере, начали это дело и разрушили тоже храм.
Что из себя представлял этот храм? Об этом пишет Иосиф Флавий, иудейский историк первого века нашей эры, который стал язычником, и был на стороне римлян (он написал книгу « Иудейская война») .
Он рассказывал: « Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Из этого свидетельства видно, насколько красив был этот храм.
Тогда мы возвращаемся к Евангелию. «В то время некоторые говорили о храме» был Христос, рядом были люди и говорили: «Вот храм», и что он украшен дорогими камнями и вкладами. Даже с дорогими камнями, имеются в виду дорогие виды мрамора, дорогие виды камней, очень красивые. Вклады – то есть то, что вкладывалось в камни, то есть то , что украшало стены. Говорили: «Вот. Какой красивый у нас храм. Вот это храм истинного Бога… и какой он красивый».
Как иудеи гордились своим храмом! И тут мы можем подумать про нас. Как мы тоже гордимся. Гордимся нашими храмами, нашими церквями, Мы можем, кто был в паломничестве в Риме, говорить, как мы гордимся Собором Святого Петра. Какое здание. То есть какая красивая церковь, красивый храм, красивая площадь.
Мы можем гордиться и нашим казанским храмом. Конечно, не Собор Святого Петра, но какой красивый. Красивый снаружи и еще красивее внутри.
Однако… нет ли у нас некоторой ностальгии по тем временам, когда еще этого храма не было, когда еще собирались в часовне на Арском кладбище? Не вспоминаем ли мы те времена с мыслями, что что-то потеряно с того времени? Что-то там было лучше..
Особенно поначалу было очень холодно. С одной стороны, такого художественного великолепия, как здесь, не было, но там больше была община, все мы были, как семья. И когда было холодно, был вкуснее горячий чай после Мессы.
Конечно, то , что у нас такой красивый храм – это Божий дар, это Божья благодать. Мы, наверное, могли только мечтать, что такое будет, когда находились на Арском кладбище небольшой группой. Но с другой стороны, то, что такой храм у нас уже есть, не должно быть поводом, чтобы нам как-то расслабиться, сказать: Ну, в принципе, раньше мы думали, вот будет у нас храм и все будет хорошо.
Теперь есть храм и как бы все достигнуто получается, все есть. Можно расслабиться. Но что-то не то.. Что-то не так.. И мы, кто постоянно ходит, кто пытается как-то общаться с остальными , чувствуем это. Не должно это быть поводом, чтобы расслабиться, чтобы думать, что все уже есть, что достаточно того, чтобы нам теперь вот только прийти на Мессу в воскресение, иногда не вовремя, скажем, так и потом быстро уйти. Вот храм, посидели, помолились, разошлись.
Потому что храм – это церковь. Это не столько храм, не столько постройка, но это прежде всего община, это прежде всего люди, община, которая должна быть, как одна семья. Пусть большая, но семья. А семья не становится хорошей сама по себе, если в семье все расслабятся, если все будут жить как бы в свое удовольствие, то крепкой семьи не будет. Чтобы семья была хорошей, нужно усилие, нужно усилие по созиданию семьи.
В обычной семье родители сколько должны жертвовать ради друг друга, терпеть. Сколько должны жертвовать ради своих детей. Когда дети вырастут, тоже должны жертвовать для своих родителей и временем – иначе семьи хорошей не будет. Само по себе оно не строится. Если мы положим кучу кирпичей и сядем вокруг и будем смотреть, они сами не сложатся в храм, нужно усилие, нужен труд, нужна работа.
Тоже самое приходская община – она не делается сама собой, она требует наших усилий, не только усилий сестер, священников, но всех членов этой семьи, которой является приход, приходская община. Само слово церковь означает собрание – люди, которые собраны вместе, которые пребывают вместе, верующие во Христа. Его дети – одна семья. Поэтому нам нужно тоже в этом трудиться. Трудиться, как мы трудимся в семье, чтобы укрепить семью. Чтобы семья была дружной, чтобы в семье ощущалась любовь. Должны тоже трудиться и над приходом, и над общиной, чтобы община была дружной, а для этого нужно общаться, потому что сложно дружить с теми, с кем не общаешься. Для этого нужно жертвовать своим временем ради других, чтобы интересоваться просто жизнью других, проблемами других, возможно иногда даже чем-то попытаться помочь советом или просто тем, что мы не оставляем человека одного. Может быть, иногда даже просто пригласить кого-то к себе домой, как приглашают родственники друг друга, так и мы, хотя может быть и не родственники по крови, но мы родственники по вере, мы родственники все во Христе, мы братья во Христе, братья и сестры.
Мы не должны становиться друг другу чужими. Это не значит, что не будет проблем, потому что и в семье бывают проблемы и даже просто из-за непонимания, которое может возникать, из-за каких-то ошибок. Проблемы бывают, там где есть люди, там бывают сложности в общении, бывают стычки, бывают обиды. Но самое важное, что мы не одни, есть Христос, который нас объединяет и любовь к Нему, есть желание, чтобы исполнять Его заповеди во всем и любить все то, что Он любит. А любить все то , что Он любит, означает любить всех тех, кого Он любит. А прежде всего Христос любит нас, своих учеников, то есть меня и моих собратьев, и значит, что в приходе у нас есть больше и сил, и причин, и Божьей помощи, чтобы строить эту семью.
Мы часто молимся о единстве христиан, нам больно от того, что между христианами есть разъединение, что те, кто считает себя христианами, кто пытаются жить по Его заповедям, не едины в одной церкви. Но прежде чем желать этого, то есть добиться этого единства между всеми христианами, нужно попытаться добиться этого единства в приходе, в нашей малой семье, в нашей малой церкви и еще прежде в своей собственной семье, со своими родными. Поэтому мы сами должны к этому стремиться, стараться, трудиться. Христос объединяет нас, Христос своим примером и своею благодатью учит прощать и быть терпеливыми, милосердными, жертвовать собою.
Тогда в этом контексте можно применить слова апостола Павла, которые мы сегодня слышали во втором чтении. Хотя апостол Павел имеет в виду христиан, которые жили одной общиной, потом общины также пытались формировать коммунисты, либо социалисты.
Первые христиане жили в общине, продавали все свое имение, отдавали церкви, отдавали апостолам и жили одной семьёй, но некоторые говорили : «Вот наступит конец царства, зачем нам работать? зачем трудиться, зачем, если можно так подождать немножко и все кончится?» То есть не работали. Апостол говорит им: «Кто не работает, тот и не ешь». Но потом там другая фраза, которую он произносит: «Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся». «Ничего не делают, а суетятся» – эти слова можно перенести и в другую плоскость, в то, что касается построения общины. Часто случается, что мы ничего не делаем, а суетимся. Суетимся, то есть начинаем критиковать кого-то, начинаем становиться камнем раздора или вносить раздор между людьми, начинаем суетиться вместо того, чтобы что-то делать, что-то делать созидательное, что-то строить.
Поэтому попросим Господа нашего Иисуса Христа даровать нам силы, желание, стремление, эту инициативность, чтобы нам стать строителями нашей церкви, нашего прихода, нашей общины, стать зиждителями, чтобы строить, созидать, не только храм материальный, о котором нужно заботиться постоянно, если все оставить как есть, то он начнет разрушаться. Но тоже самое и с общиной – с храмом духовным, о котором тоже нужно заботиться, его поддерживать, восстанавливать, строить.
Отец Андрей СТАРЦЕВ, IVE