Проповедь на I воскресенье Великого Поста

I.  В первое воскресенье Великого Поста Церковь предлагает нам поразмышлять над эпизодом искушений Иисуса в пустыне. Этой теме наш любимый Папа Бенедикт XVI посвятил часть своей предпоследней катехизации в прошлую среду. Папа сказал, что «размышлять над искушениями, которым подвергся Иисус в пустыне – это призыв к каждому из нас ответить на главный вопрос: что действительно важно в моей жизни?» И после короткого комментария к каждому искушению сказал, что суть трех искушений «это предложение использовать Бога в своих интересах, для своей славы и успеха. И, следовательно, в сущности, поставить себя на место Бога, удалив Его из своей жизни (…). Поэтому каждый из нас должен спросить себя: какое место занимает Бог в моей жизни? Кто Господь – Он или я?” Следовательно, великопостное время дано нам, чтобы «преодолеть искушение подчинить Бога себе и своим интересам, поставить Его в центр и восстановить правильный порядок приоритетов» в нашей жизни. В этом контексте, Папа определил значение призыва обратиться: «означает следовать за Иисусом так, чтобы Его Евангелие было конкретным путеводителем жизни; означает дать Богу изменить нас, перестать думать, что мы являемся единственными созидателями нашей жизни; означает признать, что мы являемся творениями, что зависим от Бога, от Его любви (…). Далее он сказал слова, которые не могут оставить нас равнодушными: чтобы обратиться, чтобы давать Богу первое место в нашей жизни «требуется делать жизненный выбор в свете Слова Божия. Сегодня уже невозможно считать себя христианами лишь потому, что живешь в обществе с христианскими корнями: даже тот, кто родился в христианской семье и получил религиозное воспитание, должен каждый день обновлять свой выбор быть христианином, то есть, отдавать Богу первое место перед лицом искушений, которые постоянно предлагает ему секуляризованная культура, перед лицом критического суждения многих современников».

Итак, как мы можем честно ответить на вопросы, поставленные Папой? Предлагаю вам сегодня один критерий проверки себя, чтобы определить: что действительно важно в моей жизни? какое место занимает Бог в моей жизни? Кто Господь – Он или я? Этот критерий – воскресенье, день Господень. Место, которое занимает празднование воскресного дня, определяет отчетливо место, которое занимает Бог в нашей жизни; определяет: кто Господь – Бог или я?

Я на эту тему говорил вам неоднократно, но мне кажется, что будет полезно вернуться к ней во время Великого Поста. Я не хочу говорить о воскресном дне с тем, чтобы ругать вас, потому что не освящаете день Господень. Вы, те, кто пришли на мессу, как раз его освящаете! Хочу говорить о дне Господнем с тем, чтобы вы все больше его любили и стали апостолами воскресенья для тех, кто не открыл еще величие, святость и красоту этого дня.

II. С этой целью мне приятно представить вам одно свидетельство празднования дня Господня. В прошлом году в июне в городе Милане состоялась Всемирная Встреча Семей. Во время этой встречи предоставили возможность задать вопросы Папе Римскому Бенедикту XVI. Первый вопрос задала Кат Тьен (девочка из Вьетнама):

– Привет, Папа! Я Кат Тьен, я из Вьетнама. Мне 7 лет, и я хочу познакомить тебя с моей семьей. Это мой отец, Дан, мою маму зовут Тао, а это мой младший брат Бин. Мне бы очень хотелось узнать что-нибудь о твоей семье, и каким ты был, когда был маленьким, как я…

Бенедикт XVI: «Благодарю тебя, моя дорогая, и твоих родителей. Благодарю от всего сердца. Ты просишь вспомнить что-то о моей семье. Я мог бы вспомнить очень многое! Но я скажу только несколько вещей. Самым важным временем для нашей семьи всегда было воскресенье. Но воскресенье начиналось уже c субботнего вечера. Отец читал нам вслух из книги, которая была очень популярна в Германии в то время. В этой книге были, в том числе, и толкования воскресных литургических чтений. Так начиналось воскресенье: мы уже вступали в литургию в радостной семейной атмосфере. На следующий день мы шли на Мессу. Мы жили неподалеку от Зальцбурга, и поэтому у нас всегда было много музыки — Моцарт, Шуберт, Гайдн. Когда начинали петь «Kyrie», казалось, будто открываются небеса. А дома нас, конечно же, ждал торжественный воскресный обед. Еще мы много пели: мой брат, замечательный музыкант, уже тогда писал для нас музыку, и мы исполняли ее всей семьей. Отец играл на цитре и пел. Это незабываемые мгновения. Конечно, мы вместе гуляли. Мы жили рядом с лесом, поэтому много времени проводили там — приключения, игры и т.д. Одним словом, мы были одно сердце и одна душа, и всем делились друг с другом, даже в очень трудные времена, потому что это было военное время — сначала диктатура, потом бедность. Но эта любовь между нами и умение радоваться даже самым простым вещам, они были настолько сильны, что мы смогли преодолеть и пережить все это. Я думаю, для нас было очень важно, что мы научились радоваться даже малым вещам, потому что в них открывалось сердце другого человека. Благодаря этому мы выросли с уверенностью, что быть человеком — это хорошо, потому что мы видели благость Божию, отраженную в наших родителях, и в нас, детях. По правде говоря, когда я пытаюсь представить себе, каким будет рай, я всегда думаю о своей юности, о детстве. Мы были счастливы в этой обстановке доверия, радости и любви, и я думаю, что рай должен быть чем-то похож на это время. В этом смысле я надеюсь, что путь «в мир иной» окажется путем домой».

Самые яркие детские воспоминания Папы Бенедикта XVI связанные с празднованием дня Господня! День Господним для них был также днем семьи, днем человека!

А как в ваших семьях отмечается воскресный день? Как будут вспоминать этот день ваши дети?

III. Приведу еще один пример, который подтверждает связь между празднованием воскресенья и подлинной христианской жизнью. Я имею в виду пример абитинских мучеников. «Sine dominico non possumus!» «Мы не можем жить, не празднуя дня Господня»: так ответили в 304 году 49 христиан, которые во времена правления императора Диоклетиана были признаны виновными в незаконной воскресной христианской службе в городе Абитина (Abitina), в провинции Римской Африки, ныне в Тунисе. Они были арестованы и предстали перед местными властями, которые переправили их в Карфаген, столицу провинции, для допросов. На вопрос, почему они нарушили указ императора, обвиняемые отвечали: «Sine dominico non possumus» — «Мы не можем жить, не празднуя дня Господня». Они имели в виду совершение святой Евхаристии, которая была объявлена императором вне закона, но в которой они, сообразно своему выбору, принимали участие даже ценой мучений и смертного приговора.

Слово «dominicum/dominico» обозначает не только день Господень, но также указывает на дар Господа. Этот дар есть Он сам. Следовательно, абитинские мученики, отвечая, что они без Дня Господня не могут жить,  говорят о том, что христиане без Евхаристии не могут жить. Не имели бы силы, чтобы преодолеть ежедневные испытания; не могли бы сохранить свою христианскую идентичность.  Иными словами, мы нуждаемся в контакте с Господом, чтобы оставаться христианами. Для тех христиан празднование воскресной Евхаристии являлась не заповедью, а духовной потребностью.

Еще один интересный момент в этой истории. Один из обвиняемых, отвечая на допрос, утверждает: «Christiani sumus nos. Nos, inquit, collegimus». «Мы христиане. Мы собираемся». Судья гневался за этот ответ и сказал: если ты христианин – замолчи, а скажи только, почему нарушили указ и собрались. И тут хронист с удивлением написал: «Quasi Christianus sine Dominico esse possit». «Как будто можно было бы быть христианином без воскресенья».

Без Господа, без дня, который Ему принадлежит, обедняется наша жизнь.  Когда превращаем воскресенье просто в свободное время, лишаем его своего духовного центра, и воскресенье рискует встать пустым временем, которое не восстанавливает наши силы. Хорошо сказал однажды Кардинал Фаулхавер: «Дай душе свое Воскресенье, дай Воскресенью свою душу».

Давайте отдадим Господу первое место в нашей жизни, начиная с празднования воскресного дня. Давайте оставим детям яркие воспоминания о Дне Господнем. Давайте укрепим нашу христианскую идентичность, участвуя в воскресной Евхаристии.