В 253 г. от Рождества Христова Публий Лициний Валериан, бывший консулом в правление Александра Севера, военачальник и политический деятель был провозглашён императором. Своим соправителем он назначил своего сына Галлиена и провозгласил себя, сына, а также своих жену Мариниану и невестку Корнелию Салонину равным богам. Но это не помогло ни ему, ни стране. Равные богам правители не смогли справиться ни с германскими племенами, разорившими Фракию и проникавшими во время своих набегов вглубь империи, ни с внутренними распрями, ни с голодом, ни с чумой, свирепствовавшей в провинции. Назревало недовольство властью, которое могло оказаться роковым. Император Валериан был опытным политиком, и ему было известно, что для успокоения поданных не обязательно устранять причину недовольства – достаточно обвинить кого-то во всех неприятностях, создать образ врага, борясь с которым поданные забудут о реальных проблемах и неудачах власти. Таким врагом в 257 г. , как уже не однажды бывало, оказались христиане.
В течение двух лет вышли два эдикта, открывших новый этап гонений христиан. Эдикт 257 г. предписывал ссылать и заключать в тюрьмы священнослужителей, христианам было запрещено собираться для молитвы. В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан, принадлежавших к высшим классам, обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья.
Одной из жертв этих непродолжительных по времени, но от этого не менее кровавых гонений стал святой Лаврентий, диакон святого Папы Сикста II, мученик, память которого Церковь празднует 10 августа.
О святом Лаврентии известно немногое. Его ранние жития, составленные, очевидно, вскоре после принятия им мученического венца, на которые позже ссылались многие его биографы, например, Пруденций, были утрачены, и самое раннее по времени его жизнеописание, известное сегодня, относится к IV веку. Тем не менее мы знаем, что Лаврентий родился в городе Оска в Испании ок. 225 г. и происходил из семьи христиан. В одном из его позднейших жизнеописаний воспроизводится его диалог с Валерианом, в котором он говорит, что с младенчества научен поклоняться истинному Богу. Он был учеником архидиакона Сикста, и при избрании Сикста Епископом Рима (после того как принял мученическую смерть Папа Стефан) был рукоположен в диаконы. При Сиксте он исполнял обязанности архивариуса и казначея, а также, в соответствии с обязанностями диаконов в древней Церкви заботился о бедных и занимался раздачей милостыни.
В августе 258 г. был арестован и почти немедленно казнён Папа Сикст II. Святой Амвросий Медиоланский, ссылаясь на ныне утраченный источник, так описывает встречу и беседу уже пленённого Сикста и ещё остающегося на свободе Лаврентия. «Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: “Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!” Святой Сикст отвечал ему: “Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам”. Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя».
Хотя многие современные исследователи считают этот эпизод художественным вымыслом, никак не подтверждённым исторически, он всё же очень убедителен – в исполненном веры и жажды мученичеством подтвердить свою верность Христу диалоге Лаврентия он предстаёт перед нами именно тем, кем вошёл в историю Церкви – христианином, верным до смерти. И если даже нет уверенности в том, что приведённые святым Амвросием слова были действительно сказаны Лаврентием, то в том, что он сделал то, о чём говорил – умер за Христа – сомневаться не приходится.
Предание говорит, что во время казни Сикста, Лаврентий сокрушался о том, что умирает за Христа не он, а Сикст, утешая его, говорил, что вскоре они встретятся у Престола Бога. В тот же день Лаврентий был арестован и помещён в тюрьму. Здесь был некий грек Луциллий, находившийся в тюрьме так давно, что «от слёз ослеп». Так как он давно желал креститься, Лаврентий крестил его и слепой прозрел. Другие узники также стали подходить к Лаврентию, и он исцелял их. Начальник тюрьмы Ипполит, бывший свидетелем этих чудес, поражённый происходящим, также пожелал креститься, и был крещён вместе со всем своим домом. Совершилось чудо более удивительное, чем чудо физического исцеления – исцеление души, которое не несло обращённым никакой зримой выгоды, более того, подвергало их смертельной опасности. Однако желание обрести спасение и жизнь вечную было сильнее естественного страха смерти.
Между тем, римские власти, знавшие о том, что Лаврентий был распорядителем имущества Церкви, потребовали, чтобы он отдал «сокровища христиан» в распоряжение императора. Лаврентий согласился с тем, что у Церкви и в самом деле есть сокровища, но попросил дать ему три дня, чтобы собрать их и доставить императору. Его отпустили. Спустя три дня, раздав всю собственность Церкви бедным, он собрал нищих, калек, вдов и сирот и привёл их к префекту. «Вот, – сказал он, – настоящее сокровище Церкви, и тот, кто вкладывает своё имение в них, обретёт сокровище на небесах».
Разгневанный префект приказал бить святого железными палками с крючками на концах, требуя от него отречения от Христа и принесения жертвы языческим богам, но тот оставался твёрд и благодарил Бога за то, что удостоился быть соучастником Его страданий и страданий мучеников даже тогда, когда земля под ним вся пропиталась его кровью. Во время истязаний Лаврентия один из присутствовавших при этом римских воинов по имени Роман, удивлявшийся стойкости диакона, внезапно увидел прекрасного, светящегося неземным светом юношу, отирающего кровь с израненного тела Лаврентия. Когда палачи, утомившись, отвели мученика назад в темницу, воин пришёл к нему и просил крестить его, ибо уверовал. Приняв крещение, он немедленно объявил себя христианином и был казнён.
Предание говорит, что, надеясь сломить дух Лаврентия, его палачи придумали для него особенно мучительную смерть – уложили его на металлическую решётку и развели под ней огонь, так, чтобы он умирал, медленно поджариваясь. Легенда рассказывает, что удивительная стойкость и своеобразное чувство юмора не оставили Лаврентия и здесь, и что, обращаясь к мучителям, он сказал: «Переверните меня, с этой стороны я уже зажарился». Наконец, перенеся все муки и молясь об обращении языческого Рима, он вслед за своим учителем Сикстом, диаконами Феликиссимом и Агапитом и своим крестником, римским воином Романом, взошёл к Престолу Творца. Свидетели его казни были поражены покоем и сиянием, исходившими от его мёртвого лица. Через три дня был убит и воскрес к вечной жизни крещённый им святой Ипполит. Мужество святого Лаврентия и его мученическая смерть, по свидетельству Пруденция, парадоксальным образом повлияли на современников – те, кого палачи рассчитывали запугать и отвратить от христианства, воспламенились духом, и количество христиан не уменьшилось, а увеличилось.
Святого Лаврентия погребли, отслужив над его телом Божественную литургию, на кладбище в Кампо Верано на Виа Тибуртина. Сегодня на этом месте возвышается церковь святого Лаврентия-за-Стенами, возведённая над его могилой в 580-е годы. В Риме, покровителем которого он почитается, ещё пять церквей воздвигнуты в его честь. Его почитают как покровителя диаконов, библиотекарей, школьников, студентов, оружейников, пивоваров, кондитеров, поваров и прачек. Его святому покровительству приписывают по крайней мере две крупные победы христианских армий – в 955 г. при Лихфельде и в 1557 г. при Сен-Квентине.
Некоторые агиографы считают, что в описание смерти святого Лаврентия вкралась ошибка – из-за пропущенной буквы «passus est» «пострадал», превратилось в «assus est» «зажарился», и придерживаются мнения, что диакон Лаврентий был казнён мечом, как Папа Сикст, но для нас сегодня важны не эти детали. Подлинность существования, как и подлинность мученичества святого Лаврентия не вызывает сомнений даже у историков нехристиан, как не вызывает сомнения и то главное чудо, которое совершилось по его предсмертной молитве – чудо обращения Рима.
Анна Кудрик
Источник: Сайт Архиепархии Божией Матери в Москве