“Помни, человек, что ты прах, и в прах обратишься”. Через несколько часов, в храме, мы услышим, как священник будет произносить эти слова, посыпая при этом немного пепла на головы. Этот покаянный жест знаменует начало времени Великого Поста. Слово «пост» в русском языке означает, прежде всего, воздержание в определенные дни или периоды от пищи или некоторых ее видов. Таким образом, уже само название «Великий пост», принятое для определения предшествующей Пасхе четыредесятницы (Quadragesima), может подтолкнуть нас к восприятию этого литургического времени как связанного умерщвлением плоти и покаянием. Это верно лишь отчасти. Основной целью этого периода является подготовка к Пасхе. Аскетические практики в данном случае представляют собой не самоцель, но средства для того, чтобы эта подготовка была более глубокой и плодотворной во всех отношениях.
Начинаясь с Пепельной среды, святая Четыредесятница длится вплоть до Мессы Воспоминания Тайной Вечери в Великий Четверг.
Четыредесятница – это путь веры и обращения ко Христу, ставшему послушным Отцу вплоть до крестной смерти; «время благоприятное» для того, чтобы вновь открыть и углубить свою тождественность как учеников Христовых. Настоящее христианское обращение – это не только «исправление» в нравственной области, но сокровенная и глубокая перемена, в результате которой человек начинает думать, оценивать и упорядочивать свою жизнь, стремясь уподобиться Иисусу: «теряя собственную жизнь ради Христа и Его Евангелия» (ср. Мф 8, 35).
Духовность Великого поста характеризуется более внимательным и продолжительным слушанием Слова Божия, которое освещает нас в познании наших грехов, призывает к обращению и наполняет упованием на Божие милосердие. Христианское испытание совести означает не замкнуться в сосредоточении на самом себе, но открыться навстречу Слову спасения: навстречу Благой Вести.
Наконец, Слово Божие помогает нам понять зло греха в свете завета Бога с человеком. Устами пророков грех назван супружеской изменой или неверностью. Иисус, пришедший чтобы искать грешников, являет нам благосердие любящего Отца, который любит нас и ждет нашего возвращения с распростертыми объятьями примирения.
Иными словами, великопостная духовность направлена на то, чтобы помочь нам пережить более интенсивно и глубоко наше личное отношение с Господом в атмосфере Божественной любви; чтобы почувствовать, что грех – это разрыв дружбы с Ним; чтобы побудить жить, деля милосердную любовь и радость Отца по поводу возвращения обратившихся братьев.
Великопостные дела покаяния
Пост. Пост (хотя и в достаточно упрощенной, например, по сравнению с Православной Церковью, форме) имеет смысл только тогда, когда как внешний знак находится в неразрывной связи с внутренним обращением. Великопостная литургия постоянно призывает нас преодолеть формализм: было бы совершенно бесполезно воздерживаться от пищи, не воздерживаясь от греха. Христианская аскеза не ограничивается умерщвлением плоти. Она необходима не только для того, чтобы помочь нам достичь более высокий уровень физического, психического и нравственного равновесия но, прежде всего – чтобы «расчистить территорию» для того, чтобы Господь действовал в нас, обновлял внутренне, умерщвляя грех и освобождая для новой жизни в святости.
Как следствие, пост представляет собой, прежде всего «нищету сердца» – полную готовность по отношению к Богу, который желает не столько материальных жертв, сколько нашего самопожертвования.Молитва. Святая Четыредесятница – это время более постоянной и интенсивной молитвы, воспринимаемой во всей ее глубине – то есть, как участие в молитве Христа. В этом свете молитва перестает быть стремлением «заручиться» Божией помощью как гарантом в исполнении собственных проектов, но ведет нас к полной готовности исполнять Божию волю. Личная и общинная молитва является конкретизацией духовной жертвы, то есть, полного самопожертвования Богу.
Особое значение в период святой Четыредесятницы играют покаянные богослужения, весьма полезные в процессе обращения и духовного очищения. Эти богослужения не являются «заменителями» сакраментальной исповеди, но подготовкой к этому таинству.
Одной из характерных великопостных форм благочестия является почитание Креста, находящее наиболее полное выражение в богослужении Страстной Пятницы. Созерцая распятого Спасителя легче постигаем смысл безграничного и несправедливого страдания, которое претерпел Господь ради нашего спасения, а также глубже проникаются Его любви и действием Его искупительной жертвы.
Среди разнообразных великопостных практик благочестия, несомненно, самой распространенной и любимой является Крестный путь. Участвуя в этом богослужении, верующие с глубоким участием следуют за Господом в Его завершающем земном пути: с Масличной горы, где в Гефсиманском саду Он источал кровавый путь, до Голгофы, где Он был распят среди двух разбойников, и до сада, в котором был погребен в выбитой в скале могиле (ср. Ин 19, 40-42).
Милосердие. Великий пост – это также время большего усердия в делах милосердия к ближним ведь не существует обращения к Богу без обращения к братской любви (ср. 1Ин 4, 20-21).
Учительство Церкви поощряет как личные, так и групповые инициативы, касающиеся дел милосердия, солидарности и взаимопомощи. Результат этих мероприятий будет тем более подлинным, чем более обильным будут плоды перемены и обновления жизни.
Святая Четыредесятница – это время, когда Христос с особой силой обращает к Своей мистической Невесте призыв к очищению. Путем покаяния она вновь переживает тайну искупления, чтобы обновиться в Святом Духе и становиться в мире все более действенным знаком пасхального спасения: продолжая миссию Христа, призывать людей к покаянию, возвещать Евангелие, а также ходатайствовать о грешниках и быть орудием обращения и примирения.