9-го декабря 1531 года 17-летний крестьянин Хуан Диего шел на утреннюю мессу в Тлателолько, городок, находящийся в долине Мехико. На холме Тепейяк он увидел девушку необычной красоты, от которой исходил свет, растения под ее ногами сверкали. Дева представилась, как Пресвятая Дева Мария, мать истинного Господа, ради которого все мы живем, Создателя всего сущего, Владыки неба и земли. Богоматерь обратилась к юноше с пожеланием, чтобы «вы построили церковь на этом месте, где ты и твои братья смогут почувствовать мое сострадание к вам. Все те, кто искренне попросит моей помощи, получат ее здесь, на этом месте». Дважды ходил крестьянин к епископу. Местный епископ францисканец Хуан Зумаррага не торопился верить сказанному и попросил знамение подтверждающее столь необычную просьбу. Крестьянин сообщил об этом Деве и получил задание придти на холм на следующий день за доказательствами.
Неожиданно еще одно событие помешало исполнению просьбы. Дядя Хуана Диего был при смерти и крестьянин провел день у его постели, а когда стало ясно что дядя долго не проживет, он решил сначала привести священника к умирающему старику, а потом идти на холм и отнести обещанные Девой доказательства епископу. Поэтому, идя в город за священником, он решил обойти стороной холм Тепейяк и выбрал окружную дорогу. Дева встретила Хуана Диего у подножья холма. Она обещала, что дядя выздоровеет, и нет нужды идти за священником, в то же время Хуан Диего должен, не мешкая, идти на холм за знаком для епископа. На вершине, на месте, где до этого рос только терновник, Хуан Диего увидел цветущие кастильские розы, что в это время года было невероятно. Он срезал несколько роз и завернул их в свой плащ. Когда крестьянин бросил розы к ногам епископа, то епископ увидел лик Пресвятой Девы проступивший на плаще.
Развитие культа
На вершине холма Тепейяк прежде находился храм богини плодородия Тонантцин. Он был разрушен по приказу Кортеса в 1921 году. Вскоре после чудесного явления Девы Марии у подножия холма был построен небольшой храм из необожженного кирпича. Он служил местом культа около девяноста лет и сейчас частично служит приходской сакристией. Новый санктуарий был возведен в 1622 году, еще более величественный храм построен в 1709 году.
Канонический процесс, исследующий события декабря 1531 года, начал следующий после Зумаррага епископ Монтуфар в 1556 году. Результаты диоцезиального процесса были представлены в Риме в 1663, 1666. 1723, 1750 годах. Приблизительно в 1750-ом году храм получил статус коллегиаты, при нем была создана коллегия каноников и хор. В 1754 санктуарий стал филиалом базилики Святого Яна на Латеране. В 1904 санктуарий получил статус малой базилики. В 1976 г рядом с базиликой 18-го века построена новая на 20 тысяч верующих. Паломничества в санктуарий начались незамедлительно в 1531-32 году. Ежегодно храм посещает более 14 миллионов паломников. Это второй показатель после базилики Святого Петра в Ватикане.
Научный интерес к нерукотворному образу возник еще в ХVIII в. Систематические его исследования начались в 1948 г. За это время образ неоднократно подвергался тщательным анализам. Как и в случае с Туринской плащаницей, всякий раз использовались самые современные технические средства.
В 1976 г. мексиканские ученые Эрнесто Пальярес и Роберто Паласиос заключили: полотно, на котором запечатлен образ, соткано из волокон кактуса айяте. Этот материал очень недолговечен. Максимальный срок его существования – 2-3 десятилетия. Тот факт, что полотно сохраняется на протяжении уже 470 лет и никаких признаков гниения или распада на нем нет, с научной точки зрения необъясним.
Первые 200 лет образ хранился без каких-либо защитных покрытий, в копоти сотен свеч, в дыму кадил, на него воздействовали естественные атмосферные процессы. Любая икона, созданная человеческими руками, давно пришла бы в ветхость. Но на образе Гваделупской Девы все это не оставило ни малейших следов! Более того, результаты исследований показали, что материал, на котором запечатлен образ Девы Марии, по необъяснимым причинам не покрывается пылью, не подвержен влиянию влаги и гнилостных бактерий, воздействию насекомых и грибков.
КРАСОЧНОЕ ПОЛОТНО, СОЗДАННОЕ БЕЗ… КРАСОК
В 1977 г. образ исследовали американские и немецкие ученые, в числе которых был нобелевский лауреат, профессор химии Рихард Кун. Результаты этих исследований показали, что образ не мог быть создан человеческой рукой, так как на полотне отсутствуют следы грунтовки, разметки, предварительных набросков, следов кисти живописца. Метод создания образа современной науке пока неизвестен.
Ученых поразило и отсутствие пигментов естественного происхождения – минерального, животного или растительного. Синтетических пигментов тоже нет, но их в XVI веке и не знали! Каждый оттенок изображения представляет собой химическое соединение, молекулы которого непосредственно связаны с тканью. Там, где их нет, нет и цвета, а значит, и изображения.
Профессор Филип Каллахэн из университета штата Флорида (США) и его коллега Джоди Б.Смит в 1979 г. изучали образ в инфракрасных лучах. Они обнаружили, что при изменении угла наблюдения цвета образа меняются. Это явление известно как иридесценция, и оно не может быть воспроизведено искусственным путем – то есть образ Девы Марии не мог быть сотворен человеком.
ЖИВЫЕ ГЛАЗА ИКОНЫ
Глаза Девы Гваделупской выглядят, как глаза живого человека. В них ученым удалось обнаружить и явление рефлексии, которое можно наблюдать лишь у живых людей и которое нельзя создать с помощью даже самых изощренных методов живописи.
А в 1929 г. фотограф Альфонсо Марке различил в правом глазу Девы лик бородатого мужчины. Спустя 20 лет исследователь Хосе Карлос Салинас Чавес подтвердил этот факт. Он выявил ясное изображение бородатого мужчины в правом глазу и несколько более худшее – в левом.
Открытием заинтересовались офтальмологи и физики. Результаты их исследований были обнародованы 27 марта 1956 г. Ученым удалось выявить в глазах образа Девы Марии эффект тройного отражения (явление Пуркинье-Сансона), характерный для глаз живого человека. Эти отражения находятся там, где им и положено быть согласно с упомянутым явлением, а деформация этих образов соответствует преломлению роговицы.
ОТКРЫТИЯ ДОКТОРА ТОНСМАННА
На протяжении последних 20 лет исследованием образа занимается перуанский ученый Хосе Асте Тонсманн. Он впервые использовал метод цифровой обработки изображений, применявшийся до этого лишь в космических исследованиях. В начале 2001 г. Тонсманн опубликовал результаты своих работ.
Увеличив размер зрачков образа в 2500 раз, ученый обнаружил нечто поразительное: в правом зрачке он различил изображение сидящего индейца.
Вторым образом, который распознал исследователь, было изображение индейца Хуана Диего. Потом он обнаружил лик пожилого мужчины. «Сначала я не мог понять, чье это изображение, – рассказывает Тонсманн. – Однако вскоре мне попалась на глаза картина художника Мигеля Кабреры, где я увидел похожее лицо. Это был портрет епископа Сумарраги».
Следующее открытие повергло ученого в ошеломление: это была фигура женщины явно негритянского облика. Негритянка в Мексике в 1531 г.? Этого не могло быть. Но тут на помощь пришли историки. Оказалось, что в завещании епископа Сумарраги есть упоминание о принадлежавшей ему семье негров-рабов.
Всего в правом зрачке глаза Девы удалось распознать 12 фигур. Все они разного размера, так как запечатлены в перспективе так, как если бы изображение было фотографией того, что видела Дева Мария. Сцена соответствует тому моменту, когда Хуан Диего разворачивал свой плащ перед епископом Сумаррагой.
Когда Тонсманн увеличил изображение левого глаза Богоматери, то оказалось, что в его зрачке имеются такие же фигуры, однако находящиеся под другим углом и с иными пропорциями, что объясняется оптическим эффектом при отражении противостоящего объекта. Но на этом открытия Тонсманна не закончились.
ПОСЛАНИЕ ЛЮДЯМ
В центре зрачков ученый выявил группу еще более мелких фигур, не связанную с первой. Это была индейская семья – муж, жена и дети. Самого маленького ребенка женщина несет на плечах. Доктор Тонсманн видит в этом открытии своеобразный знак, данный Пресвятой Девой, адресованный нам, людям нынешней эпохи. «Нельзя не удивляться тому, что эти микроскопические изображения оставались в неизвестности почти 500 лет, прежде чем современная техника позволила их распознать, – говорит Тонсманн. – Это свидетельствует только о том, что послание Девы Марии ждало своего часа. Образ семейства служит для нас напоминанием о том, какое огромное, непреходящее значение имеет семья. Это особенно актуально в наше время, когда этот важнейший общественный институт пытаются задвинуть на задний план».
Исследователь полагает, что образ семьи в зрачках Девы Гваделупской духовно связан с нашим антигуманным временем, которое серьезно угрожает нравственному облику человечества, и в первую очередь – семейным устоям.
Источник: Католический блог