Проповедь на VIII Воскресенье рядового времени – 2 марта 2014

«ДОВОЛЬНО ДЛЯ КАЖДОГО ДНЯ СВОЕЙ ЗАБОТЫ»

1. Дар Своего слова, который Господь делает нам сегодня, является действительно великим, потому что является ответом на беспокойство за нашу жизнь, за наше будущее, которое присутствует в нашем сердце. Господь дарит нам сегодня слово настоящего утешения и   верной надежды.

Начнем наше размышление с первого чтения. Пророческое слово обращается к еврейскому народу, пребывающему в изгнании; к народу, потерявшему все и обитавшему в чужой стране; к народу, который уже потерял всякую надежду на перемены своего положения.

Но Израиль сохранил знания и память о событиях, которые сделали его свободным народом. И Бог был  действующим лицом тех событий. Бог избрал Израиль; Бог избавил его от Египта; Бог подарил ему землю.

Сравнение с нынешним положением и с прошлой историей было  неизбежно. Неизбежен был и логичный вывод: «Сион говорил: «оставил меня Господь». Более того, «Бог мой забыл меня!». Какое разочарование! Бог не знает даже о моем существовании.

И именно этому народу Бог сказал кое-что невероятное: «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я, Господь, не забуду тебя».

Обратите внимание. Господь обращает внимание не на вопрос оставления, но на вопрос «памяти». Как ребенок так глубоко вживлен в утробе своей матери, так что теперь она никогда не может забыть его, но даже и не может не испытать сострадание к нему при мысли о нем, также и мы, каждый из нас, вживлен в памяти Бога. Он уже не может  не испытать потрясение в Его недрах милосердия за каждого из нас. То, что Бог хранит память о каждом из нас, сильное волнение, которое Он испытывает каждый раз, когда думает о нас, то есть всегда: это великое откровение, которое дается нам сегодня.

Иисус в Евангелии снова принимает эту пророческое слово, и делает его еще более острым. Бог, говорит нам Иисус, не только помнит всегда о нас, не только испытывает настоящее материнское волнение за каждого из нас. Но мы для Него «имеем ценность»: в глазах Его каждый из нас обладает бесподобной ценностью.

Иисус открывает нам эту ценность, созерцая окружающую нас природу. Она свидетельствует о необыкновенной заботе Создателя также о самых скромных Его созданиях, даже о тех, которые держатся всего лишь один день.

Если то, что объективно имеет так мало значения, является предметом такой заботы со стороны Бога, как позаботится о каждом из нас, что мы перед его глазами являемся Его самым драгоценным творением?

Со всем этим Иисус не намерен говорить нам, что мы не должны работать, чтобы обеспечить необходимые нужды, но намерен воспитывать в нас внутренний подход доверчивого вручения себя Богу, прибегая при этом к усердной работе часто тяжелой и утомительной.

Мы не являемся ни результатом, ни жертвой случая или судьбы: Бог знает нас и заботится о нас. Следовательно, осознавая наше положение, можем ответить словами сегодняшнего псалма: «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение моё. Только Он – твердыня моя, спасение моё».

Иисус сегодня нам говорит, что это язычники живут без этой глубокой уверенности, потому что, в словах апостола Павла, «не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф 2,12).

2. Дорогие братья и сестры, какие выводы можем мы делать из того, что Иисус нам открывает сегодня?

• Иисус хочет освободить нас от чрезмерного беспокойства за будущее в материальном плане, что делает нас рабами преходящего, ведет нас к утрате радости, заставляет нас забыть тех, кто окружает нас, и много раз, даже портит наше физическое здоровье (стресс, бессонница, язвы и т.д.). Такое чрезмерное беспокойство свойственное язычникам, которые живут без Бога.

• Он учит нас тому, что даже получая заслуженную награду за наш усиленный труд, мы не становимся хозяевами своей судьбы, но мы по-прежнему остаемся “птицами небесными” и “полевыми лилиями”, которые нуждаются в заботе Творца.

• И, наконец, следует отметить, что Тот, Кто учил нас не беспокоиться чрезмерно за еду и за одежду для нас, научил нас внимательно следить за тем, чтобы наш ближний был сыт и одет. Тот, Кто говорил нам о птицах, которые не сеют, и о лилиях, которые не прядут, также произнес слова: “алкал Я, и вы дали Мне есть; был наг, и вы одели Меня”.