Аврелий Августин – святитель, активный церковный деятель, плодовитый церковный писатель, авторитетный латинский богослов.
Родился 13 ноября 354 г. в Тагасте в Нумидии (Сев. Африка), в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, тогда как отец Августина принял крещение только перед смертью в 371 г. По обычаю того времени, Августин был оглашен с детства, но не крещен.
Августин получил хорошее образование, но из-за недостатка средств у родителей в оплате обучения участвовали благотворители. Начальное образование Августин получил в Тагасте, затем он продолжил свое образование в грамматической и риторической школе соседнего г. Мадавра (363-366 гг.). Для продолжения образования в 369 г. будущий святитель отправляется в столицу латинской Африки г. Карфаген. Здесь Августин предается “разгульной жизни”, от незаконной связи у него рождается сын Адеодат (беседе с ним посвящен диалог “Об учителе”).
Читая Цицерона, Августин проникается “любовью к мудрости”, однако Священное Писание не производит на него благоприятного впечатления (это часто объясняют грубостью современного ему перевода – Италы). Здесь же начинается его увлечение манихейством, продлившееся около 10 лет. По завершению образования в 373 г. он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философской опыт – пишет трактат “О прекрасном и соответственном” (De pulchro et apto), ныне утерянный. Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. Следующими интеллектуальными увлечениями Августина становится скептицизм Новой Академии, а затем – неоплатонизм.
Между тем Августин в 383 г. отправляется в Рим, преподавать риторику, а затем в Медиолан, где вскоре становится официальным ритором. Здесь же в Медиолане Августин знакомится с великим богословом и святителем Амвросием и слушает его проповеди, что возвращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 г. Готовясь к принятию крещения, он удаляется от светских дел.
Вскоре после крещения Августина умирает его мать блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. После этого осенью 388 г. новопросвещенный Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь. Слава Августина как ученого богослова и подвижника распространяется по всей Африки, и в 391 г. община г. Гиппона, где он был со случайным визитом, настояла на его рукоположении в пресвитерский сан. В Гиппоне новый пресвитер занимается учительством и проповедью, помогая престарелому епископу Валерию.
Во время своего пресвитерства Августин основывает первый в Нумидии монастырь. Также он занимается толкованием Св. Писания и полемикой с манихеями. В 395 г. епископ Валерий делает Августина своим викарием. В следующем году после смерти Валерия Августин возводится на Гиппонскую кафедру и остается на ней в течении 35 лет, до самой смерти.
Время епископства становится для свт. Августина временем написания огромного количества работ догматического, экзегетического, апологетического и пастырского характера, он произнес множество проповедей. В 397-400 гг. он по просьбе свт. Павлина Милостивого пишет свою замечательную автобиографическую повесть “Исповедь”. Самой значительным догматическим трудом Августина становится написанный в 400-415 гг. трактат “О Троице”, оказавший большее влияние на развитие последующего западного богословия. Пережив взятие Рима Аларихом в 410 г., Святитель Гиппонский с 413 по 426 пишет монументальный труд в 22 книгах “О граде Божием”, посвященный проблемам истории и отношению Царства Божьего и земного государства.
Богословскую и церковную деятельность свт. Августина можно разделить на несколько этапов по основным направления его полемики. Начальный этап – довольно успешная полемика с манихейством. Августином было проведено немало диспутов с манихеями и написано немало богословских работ на эту тему. Следующим этапом была долгая и настойчивая борьба с распространявшимся тогда в Африке донатистским расколом. Гиппонский епископ развивает широкую полемику с раскольниками, в 411 г. его стараниями созывает собор в Карфагене, вынесший осуждение донатистам. В борьбе с расколом свт. Августин получает поддержку государственных властей, что приводит к окончательной победе Церкви над раскольниками.
Новым этапом деятельности Святителя становится борьба с учением британского монаха Пелагия. В 412 г. Карфагенский собор осуждает последователя Пелагия Целестия, а новый Карфагенский собор в 416 г. повторно осуждает Целестия, также самого Пелагия. Однако отношение Рима к Пелагию было неоднозначным, и даже после Большого Карфагенского Собора 418 г. пелагианство находило многих последователей. В полемики с ним Августин формулирует учение о значении благодати в деле спасения, известное как учение о предопределении. Именно в этом пункте мнение Августина содержит наибольшее число спорных положений и несогласно с учением Восточной Церкви. Учение Августина корректировалось впоследствии, например, прп. Иоанном Кассианом, учившем о синергии благодати Божией и свободной воли человека в деле спасения. Итогом всей полемической деятельности Августина становится сочинение “О ересях” (428-429 г.), где он дает краткую характеристику 88 ересям, начиная от Симона Волхва и кончая пелагианством. Предпринимая ревизию всей своей литературной деятельности, свт. Августин пишет в 426-427 г. “Пересмотры” в двух частях, где каталогизирует и критически оценивает 93 своих произведения.
В 426 г. свт. Августин, ослабленный болезнями и старостью, избирает себе преемником пресвитера Иераклия, которому и передает часть своих обязанностей. В 430 г. Гиппон осадили вторгшиеся в Северную Африку из Испании вандалы. Во время осады свт. Августин заболел и на десятый день болезни мирно скончался 28 августа.
Его поздние раздумия можно отразить этой строкой из его сочинений:
Наши сердца сотворены для Тебя, о Господи, и они неутомимы, пока не почиют в Тебе.
Цитаты святого Августина
Не Богу, но бедным нужны ваши деньги. Отдайте их бедным, и Бог получит их.
Почести этого мира, что они? Только дуновение, пустота и опасность падения.
День за днём в этой любви, посредством молитв и добрых дел, благодаря Его помощи, даруемой нам свыше, можно достичь совершенства.
Что есть у вас, если у вас нет Бога?
Несчастна душа, порабощённая любовью ко всему смертному.
Любовь к земным благам как силок для птиц, что опутывает душу и не даёт ей взлететь к Богу.
В этот самый миг я смогу, если захочу, стать другом Божиим.
Бог дарует больше размышлений о чистоте помыслов, с чем совершаются наши поступки, чем о самих поступках.
Я предложу вам средства, которыми вы будуте восхвалять Бога весь день, если захотите. Что бы вы ни делали, делайте это хорошо, и тем вы восхвалите Бога.
Это дело нашей жизни. Трудами и молитвами к совершенству милостью Божией, пока не придём к такой высоте, на которой чистыми сердцами наконец не узрим Бога.
Бог в Своём всемогуществе не может дать больше, в мудрости Своей Он не знает, как дать больше, в Своём изобилии Он не даст больше, чем Евхаристия.
Бог не повелевает невозможного, а советует делать то, что вы можете сделать, и молиться о том, чего вы не можете, и способствует тому, чтобы вы смогли.
Наши жизнь и смерть — рядом с нашим ближним.
Покорите себя, и весь мир у ваших ног.
О вечная правда, истинная любовь и возлюбленная вечность. Вы — мой Бог. О вас я вздыхаю день и ночь. Когда я впервые пришёл к вам, чтобы познать вас, вы приблизили меня к себе так, что я смог увидеть, что есть то, что я ещё не готов был увидеть. Тогда вы осветили мою тьму ярким лучом своего света, и я тотчас затрепетал от любви и благоговения.
Я искал силу, чтобы получить вас, но не нашёл её, пока не попал в объятья «посредника между Богом и людьми, человека по имени Христос Иисус, Который превыше всего, благословенный вечный Боже». Он призвал меня, говоря, «Я — путь истины, Я есть жизнь».
Поздно я полюбил тебя, О Красота изначальная, всегда новая, поздно полюбил я тебя. Ты была во мне, а я снаружи, и там искал я тебя. Не любя, я был окружён твоими прекрасными творениями. Ты была со мной, но не я с тобой. Творения удаляли меня от тебя; и всё же, если бы их не было в тебе, их бы не было вообще. Ты призывала, ты кричала, ты пробивалась сквозь мою глухоту. Ты сверкала, ты светила, ты рассеивала мою слепоту. Ты дышала своим ароматом на меня, я вдохнул и теперь тоскую по тебе. Я вкусил тебя, а сейчас томлюсь голодом и жажду тебя. Ты коснулась меня, и я желаю твоей тишины.
из «Исповеди» святого Августина
Ни одна душа из умерших верных не отделяется от Церкви, даже те из них, которые сейчас в Царстве Христовом. Иначе о них не воспоминали бы перед алтарём Божиим при пресуществлении Тела Христова.
из «Града Божиего» святого Августина
Христианский народ отмечает с благоговейной торжественностью дни памяти мучеников, чтобы стать похожими на них, разделить их заслуги и обрести помощь от их молитв.
из «Против Фауста манихея» святого Августина
Есть церковный порядок, о котором известно верным, когда перед алтарём зачитывают имена мучеников, но молитва за них не возносится. Она возносится, однако, за умерших, чьи имена упоминаются. Так как неправильно молиться за мучеников, чьим молитвам мы вверяемся.
из «Проповедей» святого Августина
Перед престолом Божиим мы не упоминаем мучеников также, как тех, кто почивает в мире, а только просим, чтоб они молились за нас и чтобы мы шли их путями.
из «Homilies on John» святого Августина
Так как нам не понять ещё, как Он был рождён Отцом до утренней звезды, давайте праздновать Его рождение от Девы в ночное время. Так как мы не понимаем, как Его имя возникло до света солнца, увидим Его храм на солнце. Так как пока мы смотрим на Сына, неотделимого от Отца, будем помнить Его «женихом, выходящим из комнаты невесты». Так как мы ещё не готовы к пиру нашего Отца, узнаем получше ясли Господа нашего Иисуса Христа.
Он молится за нас как наш священник, молится в нас как наша Голова, о нём молимся мы как о нашем Господе. Поэтому будем признавать наш голос в нём и его в нас.
Спросите о красоте землю, море, воздух, дующего и рассеивающегося, небо… Спросите их всех. Все ответят: «Смотрите, мы красивы». Все они изменчивы. Кто сотворил их, если не Тот Красивый, Который неизменен?
Одно и то же Слово Божие распространяется через Писание, одно и то же Высказывание звучит в устах всех священнописателей, ибо у Него, Который с самого начала был Богом единым, нет нужды в отдельных слогах, и Он не изменится вовек.
Иисус Христос будет Господом всего, или же Он не будет Господом вообще.
Если мирские дела радуют вас, восхваляйте Бога за это, но обратите свою любовь к Нему, создавшему радости житейские, чтобы они не отвратили вас от Него. Если души радуют вас, любите их в Боге, поскольку они изменчивы в себе, а в Нём они тверды. Без Него они исчезают и погибают. В Нём же, любите их, и несите их с собой к Нему, сколько сможете, и говорите им: «Возлюбим Его, возлюбим Его; Он сотворил мир и не оставил его. Он не сделал всё сущее, а затем удалился, но всё Его, и в Нём. Смотрите, Он там, где любят истину. Он в каждом сердце, даже если сердце отбилось от Него. Вернитесь в своё сердце, о нечестивцы, и держитесь Его крепко, соделавшего вас. Оставайтесь с Ним и станете тверды. Почивайте в Нём и обретёте покой.
Из «Исповедей» святого Августина
Поймём, что Бог — врачеватель, и что страдание — это лекарство для спасения, а не кара за проклятие.
О Таинство Любви! О знак Единства! О узы Милосердия! Тот, у кого есть Жизнь, поистину обретёт здесь Жизнь, где жить, и Жизнь, чем жить.
Если вы считаете, что ещё не понесли страданий, считайте наверняка, что вы не стали истинным слугой Божиим; ибо святой Павел ясно указывает, что все, кто выбрал себе жизнь за Христа, подвергнутся гонениям.
Я говорю с вами, только принявшими крещение, мои маленькие дети во Христе, новые побеги Церкви, дар Отца, свидетельство плодородия Матери Церкви. Все вы, стоящие твёрдо в Господе — святое семя, новая колония пчёл, подлинно украшение нашего пастырства и плод нашего труда, моя радость и мой венец. Словами апостола я обращаюсь к вам: Примите Господа Иисуса Христа, и не заботьтесь о плоти и её желаниях, так как будете одеты в жизнь Того, Кого приняли в этом Таинстве. Вас всех одел Христос, когда вы крестились во имя Его. Нет ни иудея, ни Еллина, ни раба, ни свободного; ни мужчины, ни женщины; все вы — одно в Христе Иисусе.
Такова сила этого таинства: это таинство новой жизни, начинающейся здесь и сейчас прощением всех прошлых грехов, оно завершится воскрешением мёртвых. Вы похоронены вместе с Христом крещением в смерть, чтобы когда Христос восстал из мёртвых, вы тоже вошли в новую жизнь.
Сейчас вы идёте с верой в смертном теле в паломничество от Господа, но Тот, к Кому направлены ваши шаги, есть Сам верный и единственный путь для вас: Иисус Христос, Который ради нас стал человеком. Для тех, кто боится Его, Он приготовил безграничное счастье, которое Он откроет всем, кто уповает на Него, когда мы наконец достигнем того, на что надеемся сейчас.
Это восьмой день вашего нового рождения. Сегодня в вас воплотился знак веры, который был в Ветхом Завете обрезанием плоти на восьмой день после рождения. Когда Господь восстал из мёртвых, он попрал смерть плоти; Его воскресшее тело было тем же телом, но не подверженным более смерти. Своим воскресением он освятил воскресенье, день Господень. Хотя это третий день Его страстей, этот день восьмой после субботы, таким образом он также и первый день недели.
Вот так ваша надежда на воскрешение, хотя пока и не воплощённая, есть точная и бесспорная, поскольку вы получили таинство или знак этой действительности, залог Духа. Тогда, если вы восстанете со Христом, стремитесь к тому, что наверху, где Христос сидит одесную Бога. Направьте ваши сердца на небесное, а не на то, что на земле. Поскольку вы умерли и ваша жизнь скрыта с Христом в Боге. Когда Христос, ваша жизнь, появится, вы тоже появитесь с Ним во славе.
Молитва
Господи, обнови в Церкви Твоей дух, которым Ты наполнил святителя Августина, † чтобы и мы, исполнившись того же духа, жаждали и искали только Тебя, * Источника премудрости и любви. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков. Аминь.
Молитва святого Августина
Господь Иисус, дай мне познать себя и познать Тебя и ни к чему иному не стремиться, как только к Тебе.
Дай мне отвратиться от себя, и полюбить Тебя, и все делать ради Тебя.
Дай мне смирить себя, и вознести Тебя, и ни о чем другом не помышлять, как только о Тебе.
Дай мне умертвить себя, и ожить в Тебе, и все, что случится, принять от Тебя.
Дай мне уйти от себя, и последовать к Тебе, и всегда жаждать идти к Тебе.
Дай мне убежать от себя и поспешить к Тебе, чтобы заслужить мне покровительство Твое.
Дай мне устрашиться себя и убояться Тебя, чтобы быть среди избранных Твоих.
Дай мне не доверять себе, но уповать на Тебя, чтобы стать послушным Тебе.
Дай моему сердцу не стремиться ни к чему, кроме Тебя, и стану, как нищий, ради Тебя.
Взгляни на меня – и возлюблю Тебя. Призови меня – и увижу Тебя. И вечно возрадуюсь о Тебе. Аминь.
Дай мне Тебя, Боже мой,
верни мне Тебя:
я люблю Тебя.
Если мало, дай полюбить сильнее.
Я не могу измерить и узнать,
сколько не хватает мне
до любви совершенной, когда я кинулся бы в объятия Твои,
и не оторвался бы от Тебя,
пока “не скрылся бы под покровом лица Твоего”.
Знаю только,
что плохо мне без Тебя –
не только вовне, но и внутри себя,
и нищета для меня всякое богатство,
которое не есть Бог мой. Аминь.
“Дыши во мне, Святой Дух, чтобы думал я о святом. Побуждай меня, Святой Дух, чтобы я делал святое. Мани меня, Святой Дух, чтобы я любил святое. Укрепи меня, Святой Дух, чтобы я берег святое. Храни меня, Святой Дух, чтобы я никогда его не утратил”.
Молитва всем святым святого Августина
Царица всех святых, славные апостолы и евангелисты, непобедимые мученики, великодушные исповедники, мудрые учители, прославленные пустынники, преданные монахи и священники, чистые девы и благочестивые жены, я радуюсь несказанной славе, в которую вы вознесены в Царстве Христа Иисуса, нашего Божественного Учителя.
Благословляю Всевышнего за дары и необычайные милости, которыми Он одарил вас и за возвышенное место, на которое Он вас вознес.
О, друзья Божии!
Вы, пьющие большими глотками из потока вечного наслаждения, живущие в бессмертной отчизне, блаженном граде, изобилующем надежными богатствами!
Могущественные защитники, обратите свой взгляд на нас, сражающихся и стенающих в изгнании, и испросите для нас силу и помощь, необходимую для нашей слабости, чтобы достичь вашей добродетели, победить вместе с вами и разделить ваш венец.
О, блаженные обитатели неба, святые друзья Божии, прошедшие бушующее море этой бренной жизни, и удостоившиеся войти в тихую гавань царственного мира и вечного покоя!
О, святые райские души, вы, находящиеся вдали от рифов и бурь, наслаждающиеся счастьем бесконечным, умоляю вас во имя любви, наполняющей ваше сердце, во имя Того, кто избрал вас и сделал такими, какие вы есть, услышьте мою молитву.
Вы, носящие неувядаемый венец славы, примите участие в наших трудах и сражениях. Вы, навсегда освобожденные из этого грустного изгнания, смилуйтесь над нашими бесчисленными бедами. Вы, утвержденные в истине, вспомните о наших искушениях. Вы, уже не имеющие нужды бояться о вашем спасении, позаботьтесь о нашем. Вы, сидящие на горе Сион, не забудьте о тех, кто еще лежит, пав ниц в долине слез.
Могущественное воинство святых, блаженное войско апостолов и евангелистов, мучеников, исповедников, учителей, пустынников и монахов, священников, святых жен и чистых дев, молитесь непрестанно о нас, жалких грешниках.
Протяните нам руку помощи и введите своими молитвами наш хрупкий корабль в порт блаженной вечности.
СОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА
Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек блажен, который, презрев путь грешных, о законе заповедей Твоих размышляет днем и ночью (1.1-2).
Научи меня, грешного, от всего сердца со страхом и трепетом верно служить Тебе (2.11), и голос мой (3.5) смиренно призывающий Тебя, услышь (4.2); и так, милостиво услышь слова мои (5.2), и во гневе Твоем не покинь меня заблуждающегося (6.2), да не похитит древний враг, как лев, души моей, когда нет избавляющего и спасающего (7.3).
Но Ты, Господи, ибо дивно имя Твое на небе и на земле (8.2), – обрати врага моего вспять, да изнеможет и да погибнет от лица Твоего (9.4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, – а сера и палящий ветер (10.6) не истребили меня.
Ради бедствия нищего и стона бедного восстав (11.6), посмотри и услышь меня, Господи (11.4), потому что Ты – совет нищего и упование его (13.6).
Дай мне, Боже мой, поступать непорочно и делать правду (14.2), да будет благодать милосердия Твоего частью наследия моего (15.5).
Сохрани меня, как зеницу ока, под кровом крыльев Твоих укрой меня (18.6), потому что Ты – крепость моя, опора моя и прибежище мое (17.2-3).
От тайных (грехов) моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, Господи (18.13-14).
Пошли мне помощь из Святилища (19.3), и желания сердца моего исполни (20.3).
Спаси меня из пасти льва (21.22) и направь меня на стези правды Твоей (22.3), чтобы я мог взойти на гору Твою и стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем (23.3-4).
Грехов юности моей и неведения моего не вспоминай (24.7).
Не погуби души моей с нечестивыми (25.9), и не предай меня на произвол угнетающих меня (26.12); но милостиво услышь голос мольбы моей (27.2), и внемли призывающему славу имени Твоего святого (28.2), и помилуй меня (29.11).
Услышь, Господи, чтобы на Тебя уповая, я не постыдился вовек (30.2), и прости мне нечестие сердца моего (31.5).
Да будет, Господь, милость Твоя надо мною, так как я уповаю на Тебя (32.22), и от всех скорбей моих избавь меня (33.5), скажи душе моей: Я – спасение твое (34.3).
Так как я в тени крыл Твоих покоен (35.8), исполни желания сердца моего (36.4) и поспеши на помощь мне, Господи Боже спасения моего (37.23).
Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, дабы я знал, какой век мой (38.5).
Услышь, Господи, мольбу мою, и изведи меня из рва бедствия и из праха тинистого, и поставь на скале ноги мои, и направь стопы мои (39.2-3).
В день бедствия избавь меня, Господи (40.2), чтобы пройти мне в места селения дивного, до дома Божия (41.5), ибо Ты Бог крепости моей (42.2).
Не уклони стопы мои от пути Твоего (43.19), да возлюблю правду и возненавижу беззаконие (44.8).
Будь мне прибежищем и силою (45.2), ибо Ты – великий Царь над всею землею (46.3).
Пастырь всех во веки (47.15), избавь душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48.16).
Когда же придешь Ты судить нас (49.3-4), помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Отврати, Милосердный Владыко, в час тот лице Твое от грехов моих, и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (50.3,11-12,13), чтобы я, как зеленеющая маслина, был принят в раю Божием в елей святыни (51.10) и возрадовался там с Иаковом и возвеселился со Израилем (52.7).
Именем Твоим спаси меня, и властию Твоею суди меня (53.3).
Не презри моления моего (54.2), но помилуй меня (55.2).
Пошли с небес милость Твою и истину Твою, и не предай (меня) поношению попирающих меня (56.4); сокруши зубы их в устах их, и разбей челюсти львов (57.7).
Ты – Бог мой, милость моя (58.18), спасет меня десница Твоя (59.7), и я укроюсь под кровом крыльев Твоих (60.5), когда воздашь каждому по делам его (63.3).
Жаждет Тебя душа моя (62.2), укрой меня от толпы коварных (63.3).
Когда к Тебе всякая плоть придет (64.3), не отринь милости Твоей от меня (65.20), но яви лице Твое мне (66.2).
Благополучным сделай путь мой, Боже, Спаситель мой (67.21), да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего (68.16).
Помощью моею будь, Господи, не замедли (69.6), потому что на Тебя, Господи, уповаю: да не постыжусь вовек (70.1)!
Когда будешь судить народ Твой (71.2), и удаляющиеся от Тебя погибнут (72.27), да не буду я смиренный посрамлен (73.21): ибо Ты – праведный Судия, одного смиряешь, а другого возвышаешь (74.8), – Ты грозен и кто противостанет Тебе (75.8)? Ты – Бог, творящий чудеса (76.15).
Хлеб слезный и горечь печали прошли во время скорби (79.6), и меда сладость произведи из скалы (80.17), чтобы получить мне внутреннюю усладу.
Боже (81.8), судящий праведных и грешных, один Вышний над землею (82.19), помилуй меня и благослови меня, Боже, защитник наш (83.10); прости беззаконие мое и покрой все грехи мои (84.3), и спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя (85.2).
Боже, утвердивший Церковь Свою на святых горах (86.2), приклони ухо Твое к мольбе моей (87.3).
Рука Твоя да защитит меня (88.22), чтобы не возвратился я тление (89.4), но избавь меня от сети ловца, и от заразы, опустошающей в полдень (90.3,6), чтобы я, будучи насажден в доме Господнем, зеленел, как финиковая пальма, и возвышался, как кедр на Ливане (91.13,14), на долгие дни (92.5).
Будь мне защитою и твердынею убежища моего, Боже мой (93.22), великий Царь над всею землею (94.3).
Когда будешь судить вселенную по справедливости и народы по истине Твоей (95.13), да наслажусь вечным светом с праведниками и весельем с правыми сердцем (96.11), да спасет меня десница Твоя и мышца святая Твоя (97.1).
Восседающий на херувимах (98.1), сотвори мне быть пред Тобою в веселии (99.2), да хожу в непорочности сердца моего посреди дома моего (100.2).
Сердце непрямое да удалится от меня, но да будут глаза мои (обращены) на верных святых Твоих и да буду (жить) с ними, ходя путем непорочности, когда Ты по суду искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие (100.4,6,8).
Господи, услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (101.2-3).
Будь милостив ко мне во всех делах моих, избавь от смерти жизнь мою, наполни благами желание мое (102.4-5).
Призирающий на землю и заставляющий ее трепетать (103.32), Выведший народ Свой в радости и избранных Своих в веселии (104.43), помоги мне хранить справедливость и творить правду во всякое время (105.3); выведи меня из тьмы и тени смертной (106.10), да готовым сердцем буду петь и воспевать Тебя (107.2).
Сотвори со мною знамение во спасение, ради милости и имени Твоего (108.21), да в сиянии святости (109.3), в совете праведных и в собрании (110.1) правда моя пребудет вечно, и рог мой вознесется во славе (111.9).
И когда Ты повелишь мне нищему подняться с земли и из нищеты возвысить бедного (112.7), я благословлю Тебя отныне и до века (113.26), и благоугожу Тебе в стране живых (114.9).
Разреши оковы мои (115.7) и утверди меня в милости Твоей (116.2).
Когда в скорби призову Тебя, Господи, услышь меня; на пространное место выведи, Господи (117.5).
Укажи мне, Господи, чтобы я жил и пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и я изучу закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим (118.33-34).
Я заблудился, как овца погибшая; взыскав (118.176), избавь душу мою (119.2).
Охрани исход мой и вход мой (120.8), да станут ноги во вратах Твоего Иерусалима (121.2).
К Тебе возвожу душу мою и очи мои, Живущий на небесах (122.1): избавь душу мою из сети ловцов (123.7), чтобы я не простер рук своих к беззаконию (124.3).
Исполни радостью уста мои и язык мой веселием (125.2).
Исполни желание мое (126.5) и благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима (127.6); удали меня от беззакония (128.3).
Да будут уши Твои внимательны к голосу моления раба Твоего, Господи (129.2).
Пусть не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои, но да пребываю в смирении (130.1-2), пока не найду места Господу, жилища – Богу Иакова (131.5).
Где Ты заповедал благословение и жизнь на век (132.3), там я подниму руки мои к святилищу и благословлю Тебя (133.2), Который будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится (134.14).
Боже богов и Господь господствующих (135.2-3), плачущего (136.1) и поклоняющегося пред святым храмом Твоим (137.2) проникни меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои, и направь меня на путь вечности (138.23-24).
Охрани меня, Господи, от руки грешника и от притеснителей избавь меня (139.5).
Да возносится ввысь молитва моя, как фимиам пред Тобою, Господи (140.2).
Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое, Господи (141.7).
Услышь меня, Господи, по правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Скоро услышь меня, Господи, да не изнеможет дух мой (142.1,2,7), – так как Ты – Бог мой, милость моя, убежище мое и Заступник мой (143.1-2).
Ты велик и достохвален, и величию Твоему нет конца (144.3).
Возведи низверженного, разреши узника, открой очи слепому (145.7-8), Созидающий Иерусалим, Господи (146.2).
Когда же укрепишь вереи ворот Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими (147.2).
Как хвалят Тебя Ангелы и все воинства Твои в Царстве Небесном (148.2); так и я, веселясь с ними славою в хоре святых, да восхвалю и прославлю (149.2-3) на кимвалах громогласных (150.5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные веки веков. Аминь.
Источник: Католический блог