IMG_6717Мы часто слышим в Евангелии, как Христос осуждает поведение фарисеев, обвиняя их в лицемерии. Фарисеи предстают перед нами в негативном образе.

Но также  мы знаем,  что среди иудеев в то время были три ответвления   —фарисеи, саддукеи и ессеи. И, наверное, после сегодняшнего Евангелия, мы к фарисеям чуть-чуть проникнемся симпатией, потому что саддукеи  в некотором смысле  хуже фарисеев.

Кто такие  саддукеи? Ц (е)дуки́м) по- еврейски – это название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ, древнееврейских, она возникла  в эпоху расцвета династии Маккавеев. В первом чтении из книги Маккавеев, мы читаем о революции саддукеев против захватчиков, язычников, которые уничтожали культ истинному Богу. Это около года 150-го до нашей эры, до Рождества Христова. И эти саддукеи, эта школа просуществовала  вплоть до разрушения Иудейского государства римлянами, то есть в 70-м году  уже нашей эры.  То есть практически они существовали 200 лет.

Был такой историк,  по происхождению иудей,  но фактически ставший язычником – Иосиф Флавий. Он написал книгу «Иудейские  войны» или «Война Иудеи». Флавий был на стороне  римских войск, когда они приходили в 70-м году завоевать Израиль, который  к тому времени взбунтовался.  Также он описывал для римлян все иудейские обычаи, традиции. С целью сделать понимание еврейских сект доступным для своих нееврейских читателей, он сравнивает на основании некоторого сходства саддукеев с эпикурейцами.

Эпикурейцы – это последователи Эпикура, греческого философа, который предлагал брать от жизни всё.  Однако это «всё» не должно вмещать в себя слишком много, иначе это будет уже не польза,  а вред человеку. Тем не менее… нужно  «жить жизнью, наслаждаться жизнью» –  говорил Эпикур , потому что это – все, что  у нас есть, больше этого нет ничего.

По свидетельству Иосифа Флавия, и по данным из Талмуда – книги иудейского учения – саддукеи  в противоположность  фарисеям признавали один только писанный Закон Моисея, то есть Ветхий Завет. Он включает в себя  много книг, однако они признавали только Пятикнижие, то есть Книгу Бытия, Исхода, Чисел, Левитов, Второзакония. Все. Ни пророческих  книг, ни других Ветхозаветных книг они не признавали.  И   учение их тогда соответствовало тому, что можно  буквально найти в книгах Пятикнижия – то, что написал Моисей.

Чем же  отличались саддукеи? Они заняли особый пост, то есть они были очень влиятельны, занимали первые места в социальной жизни иудеев. И зачастую были судьями. В уголовных процессах, по словам Иосифа  Флавия, саддукеи  отличались гораздо большей строгостью, чем фарисеи. И в этом отношении саддукеи стояли на страже библейского закона, применяющего смертную казнь в самых широких масштабах.

Кодекс этот касался тех преступлений против религиозных предписаний, за которые Моисей  в законе не определил особой формы наказания. «Да будет истреблен из среды народа» –  за какую-то религиозную провинность. И фарисеи, не саддукеи,  понимали это истребление в смысле небесной кары, то, что Бог накажет за эти религиозные преступления, как, например, преждевременная смерть, или смерть без потомства. А саддукеи, о  которых сегодня речь , они это понимали как судебное наказание смертью, или изгнанием. То есть, что не нужно ждать небесной кары, мы должны сами наказать. Не нужно ждать будущего, сейчас надо сделать. В согласии с этим есть те же факты, которые можем найти в Священном Писании – первосвященник Каиафа, который председательствовал в синедрионе, и который осудил Иисуса Христа, был саддукеем, и он требовал смерти. А другой член синедриона, о котором мы слышим уже  в Деяниях, Гамалиил, бывший учитель апостола Павла, он выступил защитником апостола Петра против саддукейских коллег. Саддукеи говорили, что тот должен быть наказан, а Гамалиил сказал:  «Если это от Бога,  то вы с этим ничего не сможете сделать.  Если это от людей, то оно само пропадет».

Таким образом мы видим, что фарисеи  в некотором смысле были лучше, чем саддукеи. Когда апостол Павел предстает перед судом, с  какого аргумента он начинает? Он говорит: «Вот,  я фарисей, как вы, я верю в  Воскресение, будущую жизнь…» И тогда начался спор между фарисеями и саддукеями, фарисеи говорили, что мы не находим  в этом человеке никакой вины, а саддукеи были против.

Саддукеи  не верят  в загробную жизнь, не верят, что есть что-то после смерти, не верят, что есть воскресение. Об отрицании саддукеями бессмертия души и всякого загробного  воздаяния прямо говорит Иосиф Флавий в книге «Иудейская война». Об отрицании ими воскресения мертвых свидетельствует во многих местах и Новый Завет. Надо полагать, что саддукеям, как потомкам священнического рода, было важно соперничество с родом Давида, то есть с царским родом.

Саддукеи были потомками священников-левитов, и они боролись за власть с царем, то есть кто будет важнее, за власть и влияние. И тогда им не были по душе эти пророки, которые были проникнуты мессианской идеей, то есть будущим, грядущим, грядущим воздаянием, надеждами на спасение, потому что это происходило согласно пророкам, от дома Давидова, то есть от царского дома.

Поэтому они не любили эти пророчества и книги.

Саддукеи, не верящие в  воскресение, которые единственное что ищут, преследуют –  успеха в  этой жизни,   благополучия и которые считают, что надо исполнять Закон Моисеев, как он должен быть  исполнен . И  все.

Саддукеи представляют один из важнейших, из главных искушений христианства –  это отказ от будущего царства в  пользу царства настоящего, то есть  от жизни будущей в пользу жизни  сегодняшней, которая сейчас. Они не полагают надежду на будущее, но полагают надежду в мире сем. Но если думать так,  это означает, что такие люди полагают надежду на то, что бренное, на то , что мертвое.

А Иисус Христос говорит  нам: «Бог ни есть  Бог мертвых, но живых». Эта фраза приобретает особый смысл. Если искать счастья только  в этом мире,  это искать его в мертвом. С такой точки зрения невозможно быть христианином, потому что христианство, если смотреть так на него, то есть с точки зрения успеха в этом мире, оно обычно выглядит как полный провал, а добродетели, которые проповедует христианство – слабости, как говорил Ницше.

Ницше считал  христианские добродетели –  терпение, смирение, надежда на будущее, на будущую награду добродетелями рабов, которые не  имеют смысла. Это земной взгляд на христианство.

Если ничего нет в будущем, тогда нужно добиваться успеха здесь, пока совсем не умер, то есть «брать от жизни все». Таким искушением являются, например, две экономические системы, которые нам предлагают как единственно возможные альтернативы: коммунизм либо капитализм, потому что в  конце концов обе преследуют одну вещь – счастье здесь, только по-разному: одни  в пользу общества – коммунизм; другие – в пользу личного роста, личного совершенства, обогащения.

Но такими не были святые, таким не был Авраам. Его жизнь – это видимый провал. Он оставил свой город, свое селение, своих родных, ушел , куда Бог его звал, сам не зная куда.

Бог ему обещал многочисленное потомство, которое Авраам не видел никогда. Был еще один сын, но тот,  в ком было обещано ему потомство – Исаак. Кажется, провал.

Исаака  Бог сказал ему принести в жертву. Авраам верил Богу, верил  в будущее, надеялся и поэтому он был готов принести своего сына в жертву. Такова была его вера, его надежда.

Тоже самое и апостолы, для них смерть Иисуса была провалом. Все. Что делать? Те, которые шли в  Эммаус, они все, отчаялись.. « А мы-то думали…, что Он был о Ком говорили пророки..» Ошиблись… Разочаровались.

Даже хорошо, что это разочарование Иисус Христос исцелил Своим Воскресением, когда явился им. Однако даже после Воскресения те дела, которые апостолы делали, были небольшими. Христианские общины были маленькими, тоже на взгляд  со стороны успех не был значительным.

Также эти общины с самого начала были гонимы – тоже провал, тоже не успех. Таким образом, христианство, церковь может показаться вот таким провалом и местом для людей, которые неуспешны, которые несчастны и все. Которым больше некуда пойти, такой клуб по интересам униженных и оскорбленных.

Таким образом и наша жизнь, если мы смотрим на нее такими земными глазами, может показаться провалом, но этот земной взгляд – это взгляд мертвых, тех, которые думают, что после смерти нет ничего, которые не надеются на будущую жизнь. И как грустно смотреть на мир и на свою собственную жизнь таким взором, то есть думая, что «вот моя жизнь и все, и нет больше ничего.» Некоторые атеисты говорят  «ну, зато это честно».  Но если подумать, природа наша требует большего, Бог нас сотворил не для этого, сотворил для большего. Бог сотворил нас для того, чтобы мы Его познали, чтобы мы Его любили, чтобы пребывали  с Ним в радости. Вечно. То есть Бог приготовил и сотворил нас для вечности, для вечного счастья в познании Его. А  все, что мы можем  в этом мире достичь – это все суетное, все маленькое. Надо заботиться только  в той мере, в какой оно нужно для того, чтобы жить более или менее достойно. Но это не самое главное, это второстепенное. Поэтому Бог приготовил нас к большему. Ему, Который дарует нам прощение, Который ведет нас к совершенному общению с  Самим Собою, слава во веки веков. Аминь.

Отец Андрей СТАРЦЕВ, IVE