Сокрушение, сожаление и любовь

Сегодня, в воскресенье, все отрывки Библии, которые прочитали, говорят о Божьем милосердии, о том, как люди в разные времена встретили милосердие Божие: Давид, сам апостол Павел и эта женщина, о которой Иисус говорит в Евангелии. Сегодня также во время этой Святой Мессы особым образом отмечаем милосердие Божие, которое очищает наши грехи, восстанавливает наше достоинство детей Божиих, укрепляет нас. Это милосердие испытают сегодня Диана, которая примет святое крещение и Леонард, который сегодня во время Мессы примет первое причастие.

В первом чтении – Давид. Он исповедует свой грех и получает Божие прощение. Во втором чтении говорится об оправдании человека перед Богом. Оправдание – это отпущение грехов «через веру», – говорит апостол Павел, – подчеркивая, что оправдание грехов происходит через наши дела, через веру в Иисуса Христа. И Евангелие открывает нам прекрасную картину: беседу с грешницей, которая полна, признательности и любви. Сердце этой женщины полно признательности и  любви. И так в Евангелии мы замечаем три линии поведения перед грехом. Каким образом человек, оказываясь перед реальностью греха в своей жизни, может реагировать.

Первое – это то, что показывает нам женщина, грешница. И что она показывает? Сокрушение и любовь. Она жалеет о том, что ее жизнь глубоко отмечена грехом, и плачет. Но она не закрывается в себе, она идет к Иисусу. И получается так, что эти ее грехи становятся путем, которым она пришла к Иисусу, к Богу. И на это надо смотреть очень честно, осознавая, что и мы тоже грешники, что тоже немного ошибаемся в жизни. Иногда мы говорим: «Ничего не поделаешь, я – плохой». Или ещё хуже – не осознаем наши грехи, начинаем оправдываться. И начинаем думать: «все делают то же самое. И есть люди еще хуже меня», – по-разному говорим. Главное, закрываемся. И вот что эта женщина делает: она со слезами приходит к Иисусу, с сокрушением и с любовью. Эта женщина должна быть примером для нас, если мы согрешили. Сокрушение, сожаление и любовь. То есть, по примеру этой женщины ничто не должно нас остановить. Что нас может останавливать в пути – иногда страх, иногда стыд, но надо перебороть, и в этом нам пример женщина-грешница. Сокрушение и любовь.

Второе поведение, вторая форма, как человек может реагировать на грех – это то, что показывает поведение фарисея. Он не замечает красоты поведения этой женщины, он не замечает её любви. Не замечает, насколько хорошо то, что она осознает свой грех и готова изменить свою жизнь, что идет к Иисусу с просьбой о прощении, помощи, чтобы исправиться – он этого не видит. И осуждает, и критикует. Осуждает женщину и критикует Иисуса. Про женщину он говорит: «Она – грешница!» То есть он не интересуется теми изменениями, которые происходят в жизни этой женщины. Он ее фиксирует в категории «грешница». Она грешница и останется такой. И, естественно, себя он ставит выше: «раз она грешница, то я хороший». Он не видит своих грехов, он видит только ее грехи – «она – грешница!» И потом, осуждая Иисуса, начинает говорить: «Если бы Он действительно был пророком, то знал бы, с кем общается. Это же грешница». Осуждает, критикует. На это тоже нам необходимо обратить внимание, чтобы не повторить ошибку этого человека. Не осуждать, потому что, осуждая грешников, которые приходят к Богу, которые обращаются, мы рискуем так же критиковать самого Иисуса, осуждать самого Бога.

И вот третье поведение, как можно реагировать на грех – это то, что показывает нам Иисус своим примером. Он не сказал: «Симон, Я знаю, что она совершила, знаю, что она грешница». Он так не сказал. Потому что таким образом Он унизил бы ее, показал перед всеми, что Он знает о её грехах. А Он не желает этого, потому что Иисус не желает унижения грешника. Бог не желает унизить нас, когда приходим с раскаянием, любовью к Нему. Он желает нашего исправления, и поэтому придумывает рассказ, эту притчу: «Симон! Было два человека, у которых был большой долг: один должен был пятьсот динариев, второй – пятьдесят. Обоим простили их долг, как тебе кажется, кто более благодарен? И Симон ответил: «Конечно, которому больше простили». И тогда Иисус говорит: «Да, ты правильно ответил» и подчеркивает щедрость этой женщины, сказав: «Видишь, Я пришел к тебе, а ты холодно Меня принял, не показал никаких жестов чествования, не принял Меня как странника, не обмыл ноги, не мазал голову. Вот видишь, эта женщина, не перестает целовать Мои ноги, она не пожалела потратить самое драгоценное – это благоухание – чтобы чествовать Меня. А ничего такого с твоей стороны не было. Видишь, она была более щедрой. Как мы принимаем Иисуса?

И тогда сказал эти слова: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк 7,47). То есть Он не просто ее не унизил, а, наоборот, возвысил. «Видишь, Симон, другими словами, она выше тебя, потому что она больше любит».

И это же сделал отец блудного сына, когда сын возвращается к нему. Одел в самые красивые одежды, устроил праздник, потому что сын вернулся. И то же самое происходит с нами, когда мы возвращаемся к Богу с сокрушением, с сожалением о своих грехах и с любовью. Он не унижает, радуется, возвышает нас. То, что говорит в притче через рассказ о блудном сыне, Он воплотил в жизни по отношению к этой женщине: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Другими словами он сказал: «Симон, ты учти, дело даже не в делах, не в том, как мы исполняем все эти правила, а сколько любви мы вкладываем». Сколько любви к Иисусу, к ближним.

И вот три способа, три линии поведения, как мы можем реагировать на грех.

Мы сегодня, продолжая Святую Мессу, попросим о том, чтобы Господь наполнил наше сердце раскаянием и любовью. Бог просит только лишь признания нашего греха, нашего доверия – это тот пример, который показал нам сегодня Давид. Как только пророк ему сказал: «Это ты, тот человек, который совершил страшный грех, эту гадость». И как только Давид сказал, что он это осознает, что он согрешил: «Согрешил я пред Господом» (2 Цар 12,13), то тут же получил ответ: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2 Цар 12,13). Пусть Господь через Слово, которое сегодня слушали, наполнит наше сердце благодарением, любовью, признательностью, откроет милосердие к нам, пусть поможет нам не осуждать других. Не осуждать грешника, чтобы не осуждать Самого Иисуса. Пусть пример этой женщины, пример Давида, вдохновит нас с большей любовью прийти к Иисусу, Которого принимаем в причастии, Который дает нам отпущение грехов через таинство покаяния.