В минувшее воскресенье в нашей общине вместе со всей Церковью мы отмечали Торжество сошествия Святого Духа. В связи с этим праздником публикуем отрывки из проповеди святого Хосемарии Эскрива о Святом Духе. (Эта проповедь была произнесена им 25 мая 1969 г., в праздник Пятидеятницы)
Повествуя о событиях Пятидесятницы, когда Святой Дух в виде огненных языков сошел на учеников Христовых, Деяния Апостолов дают нам возможность присутствовать при великом проявлении власти Божией, указавшей Церкви путь между народами. Победа, которую Христос Своим послушанием, Крестной жертвой и Воскресением одержал над смертью и грехом, явилась тогда в божественной ясности.
Ученики, уже бывшие свидетелями славы Воскресшего, испытали в глубине души силу от Духа Святого: их умы и сердца открылись новому свету. Раньше они пошли за Христом и приняли с верой Его учение, не всегда понимая весь его смысл. Нужно было, чтобы пришел Дух истины, на всякую истину наставляющий. Они знали, что только в Иисусе могут найти слова жизни вечной, они были готовы следовать за Ним и положить за Него свою душу, но они были слабы. И когда настал час испытаний, они бежали, оставив Его в одиночестве. В день Пятидесятницы это прошло: Святой Дух, Который есть Дух крепости, утвердил их и наполнил храбростью. Слова Апостолов звучат сильно и ясно на улицах и площадях Иерусалима.
Мужчины и женщины, пришедшие в город из самых разных регионов, слушают их в изумлении. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? [Act II, 9–11]. Эти очевидные чудеса заставляют их внимательно слушать то, что проповедуют Апостолы. Тот Самый Дух Святой, Который действовал в учениках Господних, трогал сердца внимающих и приводил их к вере.
Святой Лука нам рассказывает, что после того, как Святой Петр провозгласил Воскресение Христово, многие из окружающих его людей приблизились, спрашивая: Что нам делать, мужи братья? И Апостол ответил: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа [Act II, 37–41]. Писание говорит нам, что в тот день к Церкви присоединилось около трех тысяч душ.
Победное сошествие Святого Духа в Пятидесятницу — не изолированное событие. В Деяниях Апостолов нет ни одной страницы, на которой не говорилось бы о Его действии, о том, как Он правит первой христианской общиной, воодушевляет ее жизнь и дела: Он воодушевляет проповедь Святого Петра, утверждает учеников в вере, благославляет Своим присутствием призыв, обращенный к язычникам, посылает Савла и Варнаву в дальние земли, для мощения новых путей Церкви Христовой. Словом, Его присутствие и действие главенствуют во всем.
Актуальность Пятидесятницы
Эта глубокая реальность, которую открывает нам Священное Писание не есть простое воспоминание о прошлом, об ушедшем в историю золотом веке Церкви. Нет, несмотря на грехи и слабости каждого из нас, она определяет жизнь нынешней Церкви Христовой, да и жизнь Церкви в любой момент ее истории. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек [Ioh XIV, 16], сказал Господь Своим ученикам. И сдержал обещание: воскреснув, вознесся на Небеса и в единении с предвечным Отцом послал нам Святого Духа, Который нас освящает и дает нам жизнь.
Сила и власть Божии озаряют лик земли. Святой Дух продолжает поддерживать Церковь Христову, чтобы она всегда и во всем была поднятым знаменем язычникам, которое возвещает человечеству милость и любовь Божию. Несмотря на нашу ограниченность, мы можем смотреть на небо с доверием и радостью: Бог нас любит. Он избавляет нас от грехов. Присутствие и действие Святого Духа в Церкви есть залог и предвкушение вечного блаженства — той радости и мира, которые предлагает нам Бог.
Как эти первые приблизились к Святому Петру в день Пятидесятницы, так и нам надлежало принять Крещение, в котором Бог, наш Отец, овладел жизнью нашей, соединил нас с жизнью Христа и послал нам Святого Духа. Господь, говорит нам Святое Писание, спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни [Tit III, 5–7].
Опыт нашей слабости, наших ошибок, скорбное зрелище малодушия и скаредности некоторых людей, зовущих себя христианами, видимый провал или искажение некоторых апостольских предприятий, — все эти последствия греха и узости человеческой, — могут, тем не менее, стать испытанием для нашей веры, искусительным поводом для вопроса: так где же сила и власть Божии? Пришло время очнуться и проявить добродетель надежды чище и энергичнее, чтобы тем укрепилась и верность наша.
Позвольте мне рассказать вам событие из собственной жизни, имевшее место много лет назад. Однажды мой друг — человек честный, но не верующий, — сказал мне, указывая на глобус: «Посмотри: от севера и до юга, от запада до востока». — «И что же я должен увидеть?» не понял я. — «Провал Христа. Сколько веков Он старался вложить Свое учение в жизнь людей — и вот результат». Сперва я опечалился: в самом деле, прискорбно видеть, что многие еще не знают Господа, а из тех, кто Его знает, опять же, многие живут так, словно они Его не знают.
Но это впечатление продлилось всего лишь краткий миг, уступив место любви и признательности. Ибо Иисус восхотел, чтобы каждый из людей стал свободным сотрудником Его Искупительного служения. Нет, это не провал. Жизнь и учение Христа оплодотворяют мир постоянно. Искупление, Им совершенное, достаточно и преизобильно.
Бог хочет иметь не рабов, а детей. Он уважает нашу свободу. Спасение продолжается — и мы в нем участвуем: Христос хочет, говорит нам впечатляюще апостол Павел, чтобы мы восполняли недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, «pro Corpore eius, quod est Ecclesia».
Стоит, стоит рисковать своей жизнью и отдавать себя без остатка в ответ на Его доверие и любовь. И главное — стоит принять всерьез нашу христианскую веру. Читая Апостольский символ веры, мы провозглашаем, что веруем в Бога, Отца Всемогущего, в Иисуса Христа, Сына Божия, Который умер и воскрес, и в Духа Святого, Господа и Подателя жизни. Исповедуем, что Церковь, Единая и Святая, Вселенская и Апостольская, является Телом Христовым, обителью Духа Святого. Мы радуемся отпущению грехов и надежде на грядущее воскресение. Но проникают ли эти истины в глубину наших сердец? Не остаются ли они лишь на уровне наших уст? Божественная весть Пятидесятницы, весть победы, радости и мира, должна быть неколебимым основанием образа мышления, жизни и действий любого христианина.