IMG_5187--

ОКТАВА ПАСХИ
ВОСКРЕСЕНЬЕ МИЛОСЕРДИЯ БОЖИЯ

Деян 5, 12-16 / Откр 1, 9-11a. 12-13. 17-19 / Ин 20, 19-31

Торжество милосердия Божия, которое отмечаем сегодня, было установлено по желанию Папы Иоанна Павла II, 11 годовщину смерти которого мы вчера вспоминали. Таким образом, он исполнил просьбу святой Фаустины Ковальской: чтобы был в Церкви особый день для того, чтобы чествовать милосердие Божие. Те чтения, которые мы сегодня прочитали: первое – из Книги Деяний святых апостолов, второе – из книги Откровения Иоанна; и Евангелие от Иоанна – показывают разные лица милосердия Божия. И, действительно, читая Священное Писание, мы понимаем, что милосердие Божие имеет много разных лиц и невозможно за один раз все эти лица раскрыть. Бог являет всю милосердную любовь по-разному, подходит к людям в разное время, но всегда приносит что-то новое, всегда удивляет. Различными путями Он выходит нам навстречу.

Сегодня Евангелие рассказывает об апостоле Фоме. Он действительно переживал, потому что он так же любил Господа, как и остальные, но был упрямым: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин 20,25). Возможно, он так выразился потому, что не хотел сначала поверить, что Христос действительно воскрес, а потом разочароваться. И милосердие Божие выходит ему навстречу, идет навстречу его сомнениям и даёт ему подтверждение в реальности Воскресения.

Итак, милосердие Божие выходит навстречу всем нашим нуждам. Так было всегда в истории спасения. Имя Божие во многих книгах Священного Писания – это милосердие. В книге пророка Осии, когда говорится о том, как Бог относится к человеку, мы находим такие слова: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос 11,4). Это Бог говорит через пророка: «узами человеческими влек Я их и ласково подкладывал пищу им». Вот какой образ Бога отражают эти слова. Такой образ Бога должен формироваться в наших сердцах. Бог, Который ласково поднимает нас к Себе. В Новом Завете, автор Послании к Евреям выражает опыт милосердия Божия, который верующие имели: «… мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр 4,15); наоборот, именно из милосердия Бог стал одним из нас, чтобы быть в состоянии сострадать нам в немощах наших.

Поэтому, так же, как Фома, в Иисусе Христе мы можем дотронуться до  Божьего милосердия. Более того, во Христе мы должны стать инструментами Божьего милосердия. Это и есть тот путь, на который указывает нам Юбилейный Год Милосердия. Это путь, который никогда не заканчивается. Всегда можно идти дальше по пути милосердия. «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд». Милосердны, как Отец. И если иметь в виду, что каждый из нас должен подражать Отцу в своем милосердии, то тогда, сколько лиц имеет милосердие Божие? Сколько лиц может иметь Божие милосердие, если каждый из нас согласится идти по этому пути, подражать Отцу, чтобы стать милосердными, как Он?

Бог в Своем милосердии всегда близок к нам. Милосердие Божие – это сострадание, утешение, прощение. Но те, кто больше испытал на себе милосердие Божье, больше обязаны сообщить его другим. Нельзя оставаться довольными и просто сказать: «Как добр был Господь ко мне» и чтобы на этом все закончилось. Не должно быть так. Если мы осознаем, что Бог проявил к нам милосердие Свое, мы должны в молитве, безусловно, благодарить Его, но мы должны также делать так, чтобы Его милосердие шло дальше через нас, т.е. быть милосердными со всеми. Это то, что делали первые христиане, как читали сегодня в Книге Деяний святых апостолов: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях» (Деян 5, 14-15). «Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян 5,16). Господь щедро благословлял эту общину, а она в свою очередь заботилась о больных и страждущих.

Божие милосердие нельзя получать жадно, с закрытым сердцем. Надо чтобы оно доходило до всех, особенно до тех, кто находится далеко, в окрестности жизни: «сходились с окрестных городов». Милосердие со стороны Бога – дар, близость, прощение, утешение, и оно в нашем сердце должно действовать так, чтобы не давать нам покоя. Мы должны постоянно желать сообщить другим это милосердие. Это то, что видим в Иисусе Христе, когда Он осознал, что одной овцы нет, что одна овца заблудилась. Пошел в поле и искал, пока не нашел. И вот такое же беспокойство мы должны чувствовать в своих сердцах, осознавая, что Бог к нам милосерден и добр.

Сегодня Евангелие говорит нам о Фоме, о том апостоле упрямом. Но когда он прикоснулся к ранам Иисуса, он тогда сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20,28) Получается так, что открытые раны Иисуса вернули ему веру. Он по-настоящему стал верующим человеком, когда своей рукой потрогал раны Иисуса. И то же самое может случиться с нами, потому что тело Иисуса – это Церковь. В мистическом теле Иисуса много ран, и пока мы не дотронемся до этих ран, наша вера будет, может быть, просто философской идеей, но не настоящей верой. Настоящая вера, как показывает эпизод с апостолом Фомой, возникает, когда мы дотрагиваемся до ран Иисуса. И сегодня Его раны доступны нам в лице людей бедных и страждущих. Трогать раны тела Иисуса сегодня означает – конкретно помогать им. Наша вера тоже должна воплотиться, как милосердие Божие воплотилось в Иисусе Христе. Он стал грехом, взял на себя наши грехи ради нас.

Попросим Господа, особенно сегодня, в торжество Божьего милосердия, чтобы этот год, который переживаем, помог нам укрепить нашу веру, конкретно дотрагиваясь до тех ран, которые показывает мистическое тело Иисуса сегодня.

о.Диогенес