Дорогие отцы, дорогие сёстры, дорогие братья и сёстры!
Не все люди ходят в храм и многие из тех, кто не ходит, говорят или думают: то, что там проповедуют и делают, не имеет отношения к настоящей жизни. Жизнь совсем другая. В храме красиво, там молятся, там поют, там чисто, там – как на небе. А на моей работе, у меня дома, там, где я живу – всё совсем по-другому. То есть мы знаем, нас учили в школе повторять, выучивать эту фразу, как будто религия – это опиум для народа. Там они как-то молятся, им хорошо, а потом всё-таки возвращаются все проблемы, с которыми и я живу.
Мне очень жаль, когда я такое слышу или должен себе представить, что люди так думают о Церкви, о Боге. Ведь то, что Он нам говорит, имеет вот какое отношение к нашей жизни: то, что в светской жизни мы называем рецептом. Бог нам помогает понимать, ставить диагноз и лечиться. Он нам помогает выздоравливать и жить здоровым человеком. И как доказательство этого хотел бы с вами сейчас ещё раз посмотреть на то, что Он сегодня сказал. Мы благодарили, помните? Нам сказали: «вот это Его Слово, Слово Божие, Слово Господа». И мы благодарили: «благодарение Богу». Но как всегда было бы, наверное, трудно сейчас своими словами повторить: а что там Господь сказал тебе, нам?
Можно почитать – слава Богу, есть Священное Писание. Но просто читать может и атеист, то есть человек, который не верит в Бога. А мы, верующие в Бога, читаем не просто глазами и умом, но и сердцем, душой. И стараемся таким путём, действительно, понимать. Мы читали первое Чтение – древний текст из книги Иисуса Навина и там, в общем, речь шла о том, что израильский народ, который выбрался из Египта уже 40 лет тому назад, был в пути долгое время. И наконец-то они дошли. Они дошли в обетованную землю и там недалеко от Иерихона, «на равнинах Иерихонских», – написано, то есть недалеко от Иерихона, ещё до этого подъема в Иерусалим (те, кто там был, можете даже представить себе это место) они там отмечали, освящали, праздновали Пасху.
Это не первая Пасха, это первая Пасха обетованной земли, а первую Пасху вообще совершали еще 40 лет тому назад, в Египте, когда Господь разговаривал с Моисеем – как это сделать, как выбраться оттуда из плена, из рабства египетского? Там была Пасха и пишется даже где-то в Священном Писании, как это слово переводится. Бог прошёл по улицам Египта и прошёл мимо тех домов, где жили израильтяне. Он их не наказал, этой ночью они приготовили, быстро приготовили агнца, которого съели, приготовили хлеб на дорогу и вышли оттуда. И через некоторое время после этого пережили освобождение, когда египтяне гнались за ними и утонули, а они прошли Красное море.
И с этим опытом: «какой Бог сильный, какой Он добрый», с этим чудом памяти они вошли в пустыню и, несмотря на все переживания, (радостные я имею в виду), они в пустыне начали роптать, сомневаться, мечтать о том, как раньше хорошо было в египетское время, когда магазины были полными, когда всё можно было купить за копейки, и мечтали о том, как хорошо было бы вернуться в те времена. И Бог их испытывал 40 лет в пустыне. Он им давал всё время то, что нужно было для жизни. Он им дал воду, Он им дал манну – маленькую белую такую, невкусную, и они выжили с этим, а потом вошли в обетованную землю наконец-то и могли наслаждаться плодами этой земли. И с тех пор больше не было манны – так говорится в нашем сегодняшнем Чтении.
Это имеет отношение к нашей жизни? Большое, глубокое, потому что и нас, каждого из нас, поэтому мы сегодня здесь, – Бог вызвал. Сегодня утром из дома, ну, может быть, мы этого даже не заметили, мы по обыкновению пошли. Он нас вызвал тогда, когда мы Его ещё не знали. Когда-то где-то для каждого из нас начался путь с Богом. Бог нас вызвал из рабства из Египта, из рабства греха. Он хочет нас вести в Свою обетованную землю, нашу вечную родину, которую простым словом называют небом. И мы согласились на этот вызов, мы выходили из рабства греха навстречу Богу.
Обычно (не могу ничего доказать или 100 процентов подтвердить) у каждого из нас такой момент висит в памяти. Но обычно, на самом деле Бог так делает в начале этого пути, когда Он призывает, когда Он даёт понять, что Он есть, Он даёт и какое-то особенное чувство своей близости. И обычно люди помнят: «да вначале было так хорошо!». И могут даже рассказать, когда и где это было. Это было не в Красном море, а в какой-то момент моей жизни, когда, может быть, от радости слёзы текли, потому что я наконец-то понял, что Он есть, что Он сильный, что Он близкий, что Он любит меня. И с этим питанием, как мама ребёнку вначале даёт молоко свое.: как это нежно было, как легко было питаться – вот с этим опытом, сначала с энтузиазмом мы выходили в путь, а сейчас, сколько лет мы уже в пути?
Мы веруем и идём по путям нашей жизни, сомневаемся, падаем, вспоминаем о том, как это раньше было и как всё хорошо было, и как сегодня всё трудно. Мы сомневаемся в том, что Бог действительно ведёт, и будет эта земля, которую ещё никто не видел, обещанная, вечная родина наша. И будет много тяжёлого, многие умирают на пути в пустыне и многое в нас умирает на этом жизненном пути. Какие-то наши представления о Боге, каким Он должен быть. Он не такой, Он другой. А может быть, в нас умирают и плохие привычки и склонности. Может быть, в нас умирает грех так постепенно – надеемся и просим Бога об этом. Пусть этот путь в пустыне нашей жизни на самом деле станет путём очищения.
В конце стоит тот день, когда мы будем отмечать другую Пасху, когда мы будем совершать другую Литургию, когда мы будем вкушать другую манну. Уже не сокровенным образом в Евхаристии будем принимать хлеб жизни вечной, а будем принимать Бога, когда Он нас примет, когда мы соединимся с Богом навсегда. Мы не можем себе представить, как это будет, но Бог нам это обещает и мы на пути туда. Итак, мы видим, что это древнее чтение – маленький отрывок из Ветхого Завета имеет очень конкретное отношение к нашей сегодняшней жизни. Хотелось бы осознать с вами больше, но трудно только слушать.
Но всё-таки скажу коротко на тему манны. Манна – мы по-христиански осознаем этот хлеб для жизни нашей, который Бог нам даёт каждый день, когда мы в пути. Это Евхаристия: маленькое, белое, как будто невкусное для языка. Бог нам даёт то, что нам нужно, чтобы идти по трудной дороге веры. Святая Тереза Креста когда-то сказала: «и путь веры, является тёмным путём». Это не энтузиазм или экстаз. Верить в Бога и идти в вере в Бога здесь на земле – это непросто. А Господь даст, и даст не только Евхаристию, себя в Евхаристии, Он даст и Своё Слово и всё остальное, что нам нужно, Он предоставит.
Другое дело принимаем ли мы это или нет? Делаем на этом пути то, что Бог нам говорит, или отказываемся от этого? На самом деле перед нами жизнь или смерть.
Христос пришёл не просто сегодня совершить Евхаристию. Он пришёл для того, чтобы показать, каким может быть человек. И Бог не играет какую-то сценку: «Смотрите, как прекрасно!». Он, действительно, унизился и стал человеком, Адамом, Он – новый Адам. И таким путём Он шёл путём, которым и мы идём. То есть Иисус – блудный сын в сегодняшнем Евангелии, Иисус стал этим пропавшим, который из рабства греха, Он это всё возьмет на себя. Он из рабства греха ведёт к Отцу. И Он на этой дороге протягивает Свои руки направо и налево, предлагая нам Свою дружбу, Свою любовь, Свою руку, Своё сердце. Он стал человеком для того, чтобы собирать нас, заблудших сынов и дочерей, чтобы нас привести к Отцу.
Представим себе один раз встречу блудного сына как путь Иисуса к Отцу. Иисус приходит домой к Отцу, умирает на Кресте. Говорит, «совершилось!» Вот этот момент: сын на пороге и Отец принимает Его в свои объятия. Совершилось! Он привёз все эти грехи на Крест и перенёс наказание. Он умер за наши грехи. Он это сделал из любви к нам. Какими бы мы были неразумными, если бы не согласились на его предложение. Аминь.
Eпископ Клеменс Пиккель
фото Розы Шариповой