На эту рождественскую Святую Мессу Церковь предлагает нам текст евангелия от Иоанна. И ключевые слова здесь те, которые читали в конце отрывка, где написано: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1,14). До этого было сказано только, что Слово было в начале у Бога и что это Слово – Бог. И Слово воплотилось в лице Иисуса Христа. Слово стало Младенцем в Иисусе Христе. Слово пришло в мир, как приходят дети немощные, нуждающиеся, и осознание этой истины – то, о чём говорили нам в других чтениях сегодняшнего дня.
Например, в послании к евреям можно прочитать, что Бог, который многократно, многообразно говорил нам через пророков, сейчас говорит нам через Своего Сына. Бог пришёл к нам, обращается к нам через Своего Сына, который воплотился в Иисусе Христе. Очень нелегко принять, осознать эту истину: Бог Всемогущий, Который сотворил небеса и землю, всё то, что мы видим, приходит к нам, приходит в нашу историю в лице Младенца.
Иногда многие люди думают, что это лишь красивая сказка. И что в этой сказке самое главное – дух. И так, например, в некоторых странах очень глубоко любят Рождество и соблюдают строго определенные традиции, чтобы создавать атмосферу и передать, как они говорят, дух Рождества. Но, к сожалению, если интересует только атмосфера, то тогда Христа нет ни в делах, ни в сердце. Это неудивительно, потому что принять эту истину о том, что Бог стал человеком, пришёл к нам и жить этой истиной – очень нелегко, потому что она (эта истина) требует изменить всю нашу жизнь.
Это хорошо понял святой Франциск Ассизский: что человеку нелегко понять истину воплощения. И тогда он постарался в своё время тоже создавать атмосферу Рождества. И таким образом придумал то, что сейчас мы видим практически во всех храмах – вертеп. Это задумка Франциска Ассизского. Чтобы люди своими глазами видели, пытались понять, насколько Бог Всемогущий, на какой шаг Он пошёл, чтобы быть близким к нам. Стал человеком, причём родился в среде смиренных в очень маленьком городке, снизошёл ради нас.
Но самое интересное, что Франциск Ассизский попросил, чтобы в вертепах всегда были осёл и вол. То есть во всех вертепах мира они присутствуют. И это неслучайно, потому что всё-таки Франциск Ассизский знал Библию и знал, что есть такие слова в книге пророка Исайи, где написано: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис 1,3). Конечно, когда отцы Церкви читали эти слова пророка Исайи, они понимали, что эти слова относятся к новому Израилю, то есть к Церкви, к нам. И вот все люди: и евреи, и язычники – не могли познать Бога как своего Господа, но когда Иисус стал человеком, стал одним из нас, родился в Вифлееме, то сейчас все могут Его познать.
И вот, начиная с Франциска Ассизского и позже, на многих картинах Рождества, особенно средневековых, мы видим, что осёл и вол присутствуют, но они очень часто на коленях перед Младенцем и почти с человеческим лицом. Они как будто всё понимают, что происходит, как будто вол и осёл понимают, что в этом Младенце – Бог и преклоняют колени, поклоняются. И мы, когда читаем рассказы Рождества, тогда можем думать: нет, это только красивый рассказ, слишком красивая история, чтобы быть правдой. То есть то, что этот ребёнок – Бог, то, что Бог сейчас уже не далёкий, а стал близким к нам – неужели это правда? Неужели это не фантазия людей, иллюзия, – многие так и думают сейчас. Но мы должны смотреть на осла и вола. Неужели они больше нас понимают? Они поклоняются младенцу. А мы? Мы тоже должны позволить, чтобы эта радость Рождества вошла в наше сердце, в нашу жизнь. Даже, если мы не можем до конца разумом понять, как это возможно. Хотя бы, как этот вол и осёл – поклониться истине.
Потому что, действительно, Бог воплотился в Иисусе Христе, Бог посетил нас. И то, что пророк Исайя сегодня говорил нам: «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис 52, 9-10). Спасение в Иисусе Христе. И вот это есть – самая красивая новость, самая горячая новость, благая весть. То, что Бог приходит к нам таким образом, тихо, без оружия. Не претендует на то, чтобы подчинить нас себе силой, но желая просто покорить нас изнутри, желая изменить нашу жизнь изнутри. Если мы открываем наш разум, нашу душу, наше сердце к этой истине – Бог уже с нами. Это есть самая важная новость, весть для нашей жизни. Конечно, для этого надо смириться, надо оставить в сторону нашу гордыню, наш эгоизм и поклониться Младенцу. Если мы ещё в состоянии принять тайну Бога – это потому, что Бог предлагается нам через любовь, через нежность Младенца.
И то, что Бог может к человеку относиться так: подойти к нему ласково, нежно – иногда это кажется невозможным. Иногда кажется, что мы предпочитаем оставаться с другим образом Бога: суровым, далёким, который только и ждёт, чтобы мы ошиблись, чтобы наказать нас. Нет. Вот это и есть эта новость, благая весть Рождества: Бог подходит к тебе ласково, прими эту любовь. И эта новость должна влиять на всю нашу жизнь не только в это рождественское время. В это рождественское время люди дарят друг другу подарки, говорят красивые слова, поздравления. Все улыбаются друг другу. А проходит Рождество, и все мы возвращаемся к обычной жизни. Так не должно быть. Рождество должно изменить нас так, чтобы мы знали, что Бог всегда, в течение всего года, всей жизни подходит к нам так ласково, нежно в лице Младенца.
Пусть тогда празднование Рождества поможет нам поклониться этой истине, принять эту истину и быть, может быть, умнее осла и быка, о которых говорит пророк Исайя: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис 1,3). Просим у Господа разумения, понимания этой истины. Бог с нами, Бог в лице Христа.