Основным содержанием празднования Богоявления на Востоке было событие Крещения Господня, а на Западе это событие долгое время не имело специального литургического дня. Правда, некоторые его отголоски имелись в «Часе чтений» праздника Богоявления. Однако в 1955 г. Конгрегация обрядов своим декретом установила на 13 января «Воспоминание Крещения Господа нашего Иисуса Христа» взамен упраздненной октавы Богоявления. С 1969 г. реформированный календарь предусматривает на первое воскресенье после Богоявления праздник Крещения Господня, который завершает собой период, связанный с тайной Боговоплощения. Тексты молитв этого дня очень подробно и точно отражают евангельский рассказ о событии Крещения Иисуса в Иорданских водах.
В то время: Когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! (Лк 3, 15-16. 21-22)
В то время: Иоанн проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. (Мк 1, 7-11)
Слово Господне.
Крещение в водах Иордана, которое практиковал Иоанн Креститель, не являлось тем самым Таинством, которое ныне делает нас членами Церкви и Божьими детьми. Это было лишь омовение, которое являлось видимым знаком покаяния и желания начать новую жизнь, оставив свои прежние грехи. Это был знак желания вступить на Божьи пути и встретить грядущего Мессию. И вот на реку приходит Иисус, чтобы так же принять крещение, как и самый последний грешник. Но зачем? Ведь Он абсолютно безгрешен, Иоанн даже не хотел этого делать, так как был смущен своим недостоинством перед Ним. “Так нам надлежит исполнить всякую правду”, – отвечает ему Иисус.
Крещение знаменовало собой начало новой жизни, именно после этого крещения Иисус начинает Свою общественную деятельность. Знал ли Он, что на Него сойдет Святой Дух именно тогда? Наверняка это было одной из причин, почему Он это сделал – пришло время быть явленным народу как Сын Божий, ведь тридцать лет Он жил в безмолвии и безвестности. Почему это явление должно было быть именно таким? Оно как нельзя лучше подходило к сути Его грядущей миссии – взять на Себя все грехи этого мира. На ту реку в этот день пришло креститься тысячи людей, и Он, единственный безгрешный, взял на Себя их грехи, которые потом на Кресте искупил Своей Кровью. Он явил Себя Божьим Сыном не в дорогих одеждах на боевом коне, а в толпе кающихся грешников. Это было уже вторым Его унижением после рождения в хлеву, что показывало символически, что Мессия, ожидаемый много веков, собирается совершить. Но люди не поняли ни этих знаков, ни последующих Его слов о том, что Он будет делать.
Это Крещение Господне стало прообразом того Крещения, что христиане получают теперь. Не случайно выбрано именно погружение в воду или обливание ей же. Вода – это источник жизни, а эта освященная вода во время Крещения открывает двери вечной жизни, точнее пути к ней. Вода смывает грязь, и эта вода омывает от грязи первородного греха и всех личных грехов, если таковые имеются у того, кого крестят. Крещение Иоаново служило знаком начала новой жизни перед лицом Бога, Крещение христианское становится нашим усыновлением в Боге.
День Крещения Господня снова возвращает наши мысли к сути дара Крещения, что мы получили. Это не просто мы сделали то, что когда-то зачем-то сделал Иисус, потому что так положено, чтобы стать христианином. Нет, это так положено, конечно, никто не спорит, но суть того, что было совершено над нами гораздо глубже. Крещение делает нас детьми Божьими, следовательно, принимая Крещение, мы показываем, что хотим встать на тот же путь, которым прошел Божий Сын. Необязательно, конечно, что этот путь приведет нас на казнь, просто к этому нужно быть готовым. Но сам путь подразумевает прежде всего любовь к Богу, желание пребывать в общении с Ним и подражание добродетелям Христа.
Папа Франциск дал задание всем верным вспомнить дату своего Крещения. Хорошо ее помнить и каждый год особым образом в этот день благодарить Бога за этот полученный бесценный дар. Конечно, не всегда возможно узнать её точно, но главное не это. Самое главное – это чтобы полученные нами дары не были выброшены в пыль, даже не будучи как следует рассмотренными, чтобы следующий визит в церковь был не после нашей смерти, чтобы те семена благодати дали обильные плоды любви. А потому будем просить Бога освящать нас каждый день, чтобы мы могли оставить всякий страх и недоверие Его промыслу и идти той дорогой, что Он нам укажет.
В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 (19 января). Крещением завершаются святки.
Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождеству Христову, посещению волхвов и Крещению Господню, постепенно (в общецерковном масштабе — после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.
В Католической Церкви латинского обряда Богоявление и Крещение – это два разных праздника. Богоявление отмечается 6 января и является воспоминанием о приходе волхвов к Младенцу Христу. Крещение же празднуется в 1 воскресенье после Богоявления, и поэтому праздник является переходящим. Праздником Крещения Господня завершается Рождественское время.
В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне по первоначальной древней традиции празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января (в Коптской церкви — 7 января).
В праздник Крещения Господня существует традиция освящения воды, а так же обновления крещальных обетов.
Источник: Сибирская католическая газета и Католический блог