Осенью как минимум трижды Церковь вспоминает святых, которые, будучи как подобает каждому христианину,в первую очередь гражданами града Небесного в земной своей жизни были по происхождению славянами – детьми польского народа. 17 сентября память Зигмунта Фелинского, 22 октября – Иоанна Павла II и 20 ноября Рафаила Калиновского. Двое из них – святой Зигмунт Фелинский и святой Рафаил Калиновский самым тесным образом связаны с Россией, так как именно здесь прошла значительная часть их жизни.
Иосиф ( в монашестве Рафаил) Калиновский родился 1 сентября 1835 г. в Вильно, в семье польского дворянина, директора Виленского шляхетского института Анджея Калиновского и Иосифы Полонской. Его детские годы дважды омрачались сиротством – мать умерла сразу после его рождения, а заменившая её сестра матери, Виктория, на которой после трёх лет вдовства женился его отец, оставила этот мир, когда мальчику было десять лет. Среднее образование Иосиф получил в том же учебном заведении, где директорствовал и преподавал математику его отец, окончив Институт в пятнадцать лет с золотой медалью. Нужно было думать о дальнейшем образовании, однако для юноши из польской семьи это был не простой вопрос. Следствием четвёртого раздела Польши стала насильственная русификация поляков, проживавших в той части страны, которая по решению Венского Конгресса отошла к России, поэтому высшее образование можно было получить или поступив в один из университетов Западной Европы на что у Калиновских не было средств, или же попытавшись поступить в одно из Российских учебных заведений на казенный счёт, успешно сдав экзамены. В этом случае, учиться надо было на русском языке. Проучившись два года в Агрономическом институте в Могилевской губернии, Иосиф Калиновский понял окончательно, что агрономия не его призвание и перевёлся в Николаевскую военно-инженерную академию в Санкт-Петербург. У него были прекрасные математические способности, унаследованные, вероятно от отца, поэтому учился он легко. Товарищи его любили, перспективы на дальнейшую карьеру были самые радужные, однако здесь, в столице Российской империи он не чувствовал себя счастливым. В студенческих кругах Петербурга того времени в моде был нигилизм, ниспровержение и отрицание всего, кроме того, что можно было, образно говоря, потрогать, отпрепарировать, рассмотреть, Калиновский же искал иного смысла в жизни. В одном из писем он писал: «Моё несчастье в том, что я ищу дух, а нахожу лишь материю». Позднее, вспоминая свои студенческие годы, он оценит их как время, прошедшее даром, не принёсшее пользы ни ему, ни другим. Судя по тому, что он сожалел о том, что уехал из Вильно даже не попытавшись поступить в Виленскую духовную семинарию, мысли о призвании к священству посещали его уже тогда. В 1856 году он окончила академию подпоручиком, а со следующего года преподавал здесь же в звании адъюнкта. Помимо кружка католической интеллигенции он посещал и подпольный польский патриотический кружок Домбровского-Сераковского. В 1859 году Иосиф Калиновский был направлен в южные губернии для проведения на местности работ по проектированию участка железной дороги Курск-Киев-Одесса.
Это время, проведённое, практически в одиночестве, среди пустынных равнин, степей и болот, оказалось крайне важным в формировании личности молодого путейского офицера. Здесь у него было достаточно времени для размышлений и никого, кто мог бы отвлечь его суетой и пустыми разговорами. Только работа, книги, любимой из которых была «Исповедь» св. Августина и напряжённый поиск смысла жизни. Сам он обозначил этот период своей жизни как «непрерывную работу над собой». Время ниспровержения, сомнений, борьбы миновало, начиналось время осознания важности веры и религиозных традиций в жизни человека, хотя он всё ещё не готов приступить вновь к Таинствам. От первой после длительного перерыва исповеди его отделяла целая цепь событий и два года.
В январе 1863 г. в Польше вспыхнуло восстание, и Калиновский, будучи поляком, патриотом своей родины и, одновременно, офицером русской армии, связанным присягой, которая не была для него, дворянина и человека чести, пустым звуком, формальностью, через которую можно просто перешагнуть, если это кажется удобным, оказался в положении почти невыносимом. В любую минуту он мог оказаться в ситуации, когда, выполняя приказ, должен был бы сражаться против соотечественников. Он просит об отставке, и его просьбу удовлетворяют. Немедленно возникает новая трудность. Повстанцы настойчиво предлагают молодому человеку, получившему военное образование занять в революционном правительстве пост начальника военной секции Исполнительного отдела Литвы. Он возражает: несмотря на любовь к родной стране, он не считает восстание правильным ходом, способным принести благо, его разум военного восстаёт против хаотичных, нерациональных действий восставших, а душа христианина не может принять насилия. Кроме того, предлагаемая ему должность подразумевает участие в работе военно-полевых судов, а это против его убеждений. В конце концов, он соглашается принять участие в восстании, как согласился бы разделить участь мучеников, обречённых на смерть, соглашается именно потому, что уверен в поражении и хочет нести крест вместе с народом, к которому принадлежит по рождению и воспитанию. Он оговаривает за собой только одно – право никогда не вынести ни одного смертного приговора. В 1863 г. в Торжество Успения Пресвятой Девы Марии он вновь приступает к исповеди – после многолетнего перерыва.
Восстание, обречённое на провал изначально, было подавлено с чрезвычайной жестокостью. Иосиф Калиновский был арестован 24 марта 1864 г. Желая остановить цепь преследований, он безоговорочно соглашался на все выдвигаемые против него обвинения и был приговорён к смертной казни, заменённой впоследствии десятью годами каторжных работ.
В Торжество апостолов Петра и Павла осуждённых, содержавшихся в доминиканском монастыре в Вильно, превращённом в тюрьму, вывели из ворот и повели к железнодорожной станции. В своих воспоминаниях Калиновский сравнил эту процессию, в которой были дворяне и простолюдины, студенты и чиновники, мужчины и женщины, с похоронной. В довершение сходства с похоронами на рельсы перед поездом с осуждёнными, патриотически настроенные жители Вильно бросали цветы, как бросают их на крышку гроба, прежде чем закопать его в могилу.
Путешествие в Усолье Сибирское, где предстояло отбывать наказание государственному преступнику Калиновскому, заняло десять месяцев.
Здесь каторжники, закованные в кандалы, должны были жить в казарме и работать на соляных приисках. О том, чем могла бы стать для будущего святого эта полная лишений жизнь, если бы он оставался в том состоянии внутреннего смятения, которое переживал с момента переезда в Петербург и в течение всего времени учёбы он задумывался не раз, благодаря Бога за обращение, ниспосланное перед тяжёлыми жизненными испытаниями. В одном из писем он писал: «Сегодня, ограждённый религиозным чувством, я вижу в страдании покаяние за прошлое, спокойно смотрю в настоящее и с надеждой – в будущее (…) если Господу будет угодно вызволить меня из нынешних обстоятельств, да не найдёт Он меня «неприготовленным», и «дом» — как говорит апостол – «не опустевшим»…».
Для товарищей по несчастью он стал настоящей опорой. Разрушающее влияние неблагоприятной среды на нравственный облик человека давно стало общим местом, присущим литературе второй половины XIX века. Романы и рассказы того времени полны историй о том, как «среда заела» очередную юную благородную душу, погасив в ней божественный огонь. Иосиф Калиновский, каторжник, потерявший всё, но обретший Бога не подчинялся среде – он формировал среду вокруг себя, среду, в которой легче было переносить лишения не только ему самому, но и всем, кто оказывался рядом, постоянно «…вдохновляя и развивая в себе любовь к ближнему, чтобы она стала огнивом, воспламеняющим жизнь». Как только условия содержания стали немного легче, он занялся обучением детей ссыльных, а получив в 1878 г. разрешение поселиться в Иркутске, сотрудничал с Русским Географическим обществом, принимая участие в экспедициях и научной работе знаменитого исследователя Сибири Бенедикта Дыбовского. Его набожность была очевидной, но не навязчивой и ни в коем случае не агрессивной. Так он на всю жизнь сохранил дружбу с Дыбовским, несмотря на то, что тот не разделял его религиозных взглядов.
Последние, проведённые в России годы Иосиф Калиновский прожил в Смоленске. По окончании срока ссылки ему не разрешили вернуться в Вильно и в 1874 г. он выехал во Францию, где стал воспитателем молодого князя Августа Чарторыйского. По свидетельству многих Иосиф Калиновский был прирождённым педагогом, но свойством более важным, чем педагогический талант он считал веру в Христа, потому что только в этом случае педагог способен по его словам, «понять потребность человеческой души». В этот период жизни его призвание определилось окончательно, и он стал искать монашества. Склоняясь вначале к францисканству, впоследствии он остановился на созерцательном ордене, не потому ли, что на опыте собственной жизни мог убедиться в правильности слов реформатора ордена святой Терезы Авильской: «Если у меня есть Христос, у меня есть всё». В 1877 г. он начал постулат в кармелитском монастыре в г. Грац под именем Рафаил. Спустя 7 лет его юный воспитанник Август Чарторыйский также вступил в монашеский орден, став салезианцем. В 1881 г. брат Рафаил Калиновский принёс вечные монашеские обеты, а в 1882 г. был рукоположен во священника. Несмотря на то, что каторга подорвала его здоровье, за те годы, которые Господь дал ему провести на земле, он успел сделать для ордена кармелитов поразительно много. Его деятельность была связана в основном с Краковской провинцией ордена. Сюда он был назначен настоятелем маленького, насчитывавшего всего четырёх братьев, монастыря в деревне Чёрной. Талантливый педагог, свою жизнь о. Рафаил посвятил воспитанию призваний, сначала в Чёрной, а потом в Вадовице, где кроме монастыря им была основана также гимназия. В 1907 г. он умер от туберкулёза в Вадовицком монастыре, на котором спустя много лет после его кончины, по свидетельству родившегося в этом маленьком городке в 1925 г. Кароля Войтылы всё ещё «лежал отпечаток жизни и смерти слуги Божьего о. Рафаила Калиновского».
Он был беатифицирован папой Иоанном Павлом II в 1983 г., а в 1991 г. объявлен святым. Святой Рафаил Калиновский считается покровителем солдат и офицеров и находящихся в безнадёжной ситуации, а также покровителем католиков Сибири. В Иркутском кафедральном соборе и римско-католическом храме св. Иосифа в Тюмени находятся частицы его мощей.
Анна Кудрик.