Сегодня, 20 октября 2024 г., воскресную Святую Мессу для нас служил о. Владимир Кабак, салезианец из Москвы. После Мессы им была организована для прихожан насыщенная и продолжительная конференция, где отец говорил о своем пути к призванию с детства в Белоруссии, рассказал о трудностях современных католических приходов в России, отметил , что в нынешних обстоятельствах особая ответственность за приходскую жизнь возлагается на мирян, призвал прихожан искать единства прежде всего в совместной молитве, чтении и изучении Библии, организации молитвенных групп и социальных служений. А особым центром конференции стала беседа о Пресвятой Богородице, прежде всего в Евангелии от Иоанна.
Евангелие от Иоанна о Богородице говорит дважды – в самом начале и в самом конце. Это Чудо в Кане Галилейской и сцена у подножия Креста.
Обычно на Чудо в Кане Галилейской мы смотрим как на преображение воды в вино, причем в большом объеме. Однако чудо это касается прежде всего учеников Иисуса Христа. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там».
Хотелось бы напомнить, что в первой главе Иисус встречается с учениками , они спрашивают Его, Господи, Ты где живешь? Он отвечает: Пойдите и увидите. Иоанн Креститель своим ученикам показывает на Христа – вот Христос, за Ним, пожалуйста, сейчас идите, это Мессия. И в продолжение всей этой истории на третий день был Брак в Кане Галилейской. «и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак».
Мы не знаем, почему этот брак именно в Кане Галилейской, и брачующиеся также неизвестны. Возможно, это были родственники, и поэтому Богородица была там. Иисус в Кане Галилейской не жил никогда. Он ведет учеников в Кану, хотя домом его является место, где живет Богородица. Он ведет учеников не к ней.
Чудо описано достаточно скудно. Распорядитель пира не в курсе, что вино было превращено из воды. Формально о чуде мы узнаем из контекста. А чудо описывается следующим образом: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» То есть Кана Галилейская делает из учеников, которые пошли за Иисусом, новую семью. Таким образом, Евангелие показывает нам две семьи – одну молодую брачующуюся пару, чей союз будет кровным. И вторую новую семью, где узы веры становятся во главу угла.
Иисус с учениками из Каны выходят, предполагается, что Мария отправилась с ними, и играла в этой новой большой семье довольно значимую роль.
Формально Мария, когда просит Иисуса о помощи молодым, получает отказ. Более того, Он как будто стремится дистанцироваться от нее. Он называет Богородицу не матерью, а женщиной. «Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой».
Не смотря на это, Мария говорит служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». Если рассматривать этот эпизод как рождение новой семьи верующих в Иисуса Христа, то это очень четко вписывается в контекст.
У подножия Креста Мария уже не говорит ничего, а здесь скажет одну лишь фразу.
У Богородицы, согласно науке мариологии, множество привилегий – она единственная мать Иисуса Христа, она единственная непорочно зачатая. Почему? – это выбор Господа. Есть и другой подход: рассматривать путь Богородицы от матери к ученице Христа. В первую очередь – она ученица Христа. Это подчеркивает Иисус в других евангелиях. Кто мать моя? – спрашивает Иисус у учеников. Те, кто слушает мое слово, кто следует за мной. Узы родственные, кровные для Иисуса становятся второстепенными, а узы веры становятся во главу угла.
Следующий эпизод, когда Иисус как будто дистанцируется от Богородицы – у подножия Креста, когда он говорит Иоанну – вот матерь твоя. Звучит странно, будто бы Христос говорит: я не твой сын. Это окончательный эпизод, когда Христос становится на Кресте Спасителем, и для Богородицы тоже.
Богородица – мать Иисуса Христа, но вместе с этим она и самая верная Его ученица. Она одна из немногих, стоящих у подножия Креста. Еще интересный момент – не все ученики получают Богородицу в мать, а тот ученик, которого Иисус любил.
«Глава 19. 25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. 27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
Здесь описываются отношения между участниками этой сцены. Иисус – в центре. А остальные предстоят в отношении, кем являются для Него.
И второй момент, о которым хотелось бы упомянуть – Фатима. Мы знаем о 12 явлениях Богородицы в Фатиме. Однако стоит обратить внимание, что эти явления в 1917 году предваряли годом раньше три явления ангела, которые готовили детей к явлению Богородицы. Однако чудеса в Фатиме не заканчиваются чудом солнца,свидетелями которого стали тысячи людей. Были еще по крайней мере два явления лично Лусии в дальнейшем.
Богородица является детям, которым было очень мало лет – 8, 10, 12. В одном из первых явлений Богородица спрашивает детей, готовы ли они страдать за мир. Дети сразу соглашаются, и то, как складывается их жизнь в дальнейшем, показывает, что эти страдания они реализовали. Богородица не церемонится – ее требования очень жесткие. И сегодня, в 21 веке, папа Франциск говорит, чтобы мы были готовы к мученичеству. И как же эта мысль непопулярна! Как она противоречит нашим желаниям комфорта и здоровья.
Единственная, кто слышит Богородицу, видит и разговаривает с ней – это Люсия. Жасинта может видеть Богородицу и слышать. Франсишку может Богородицу только видеть и не слышать. Это интересный факт. Три визионера – но они как бы находятся в неравной степени. Двое детей умирают очень рано, а Люсия прожила еще очень долгую жизнь, полную своих трудностей, связанных с избыточным вниманием, от которого она была вынуждена скрываться.
И то, что Богородица просила в Фатиме, очень актуально и сегодня. Она просила молиться о мире. Длилась первая мировая война; был канун и второй мировой войны. Это очень актуально и сейчас. Мир является даром, о котором нужно просить.
За подготовку материала благодарим Розу Шарипову.
Фотография Марины Клементьевой