Учеников Иисуса часто называют ” меньшими“(МК 9,42; МФ 10,42; 18,10.14) или (поскольку в семитских языках нет превосходной степени)” маленькими “(МФ 25,40.45), а также” простыми ” (МФ 11,25 Парс.: οί νήπιοι). “Простые “противостоят” мудрым и разумным ” (там же). Слово νήπιος характеризует учеников Иисуса как людей, не имеющих никакого религиозного образования, и поскольку палестинским евреям не давали никакого другого образования, кроме религиозного, как необразованных, отсталых и вместе с тем не набожных. Опять же, этот пренебрежительный тон в словах “маленькие и незрелые” предполагает, что они исходили от противников Иисуса.

Таким образом, круг учеников Иисуса – теперь мы можем подвести итог – в основном включал людей с дурной репутацией, необразованных, невежественных, которым их религиозное невежество и аморальное поведение, согласно верованиям того времени, препятствовали доступу к спасению.

Однако наряду с этим возникает совершенно другой аспект. Когда мы смотрим на одних и тех же людей глазами Иисуса, они предстают в другом свете. Он называет их “бедными”, “трудолюбивыми и обременёнными” (МФ 11,28).

Понятие “нищие”, как показывает первое из обетований блаженства, используется у Луки и у Матфея в разных смыслах. Как Иисус это понял?

Решая эту проблему, следует исходить из того, что фраза πτωχοί εύαγγελίύονται [нищим возвещается благая весть] (МФ 11,5 пар.; ср. ЛК 4,18) является цитатой, то есть воспроизведением слов из Исайи 61.1, понимаемых как пророчество: “Он сказал мне, что я спасён”. он был послан, чтобы сообщить благую весть бедным”. Констатация этого факта даёт нам общую нить, поскольку в контексте Ис 61,1 понятие “нищие” объясняется рядом параллельных утверждений. С ним чередуются выражения: “разбитые горем”,” заключённые в тюрьму”,” закованные в цепи “(статья 1),” плачущие “(статья 2),” подавленные духом ” (статья 2). 3). Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что “нищие” являются угнетёнными в самом широком смысле этого слова: угнетёнными, неспособными постоять за себя, отчаявшимися, неизлечимыми.

В этом общем смысле это слово также обычно используется в пророческой проповеди. Пророки, изначально имевшие в виду бедных и несчастных, говорили обо всех угнетённых и бедных, которые знали, что должны полностью полагаться на Божью помощь. В этом широком смысле, заимствовавшем у пророков понятие “бедные”, это слово использует и Иисус. Нуждающиеся, голодные и жаждущие, нагие и оставленные, больные и заключённые – все они, несомненно, принадлежат к “меньшим”: они его братья (МФ 25,31-46). Однако круг “нищих” шире. Это становится очевидным, когда все имена и образные выражения, которыми их характеризует Иисус, собраны воедино. Он называет их голодными, плачущими, больными, работающими, обременёнными, последними, наивными, потерянными, грешными. Если в Евангелии от Луки и в евангелии от Матфея подчёркиваются различные аспекты сложной концепции” нищих”, то это связано с различными ситуациями, в которых находилась Церковь и которые оставили свой след в традиции: текст обетования блаженства в традиции уверенности в собственной правоте. Непогрешимость, которая боролась с искушением фарисеев; в традиции, написанной Лукой, в которой он подвергался более серьёзному притеснению и нуждался в утешении для Церкви.

Иисус с бесконечным состраданием взирает на этих бедных перед Богом, называя их в МФ11,28 “трудящимися “и”обременёнными”. Их бремя вдвойне тяжело: это и открытое презрение людей, и отсутствие надежды получить спасение от Бога.

Блаженны, нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие.

Богородица да поможет нам быть бедными духом, чтобы получить Царство Божье.

о. Джованни Арбелаес

Послушать проповедь можно по ссылке https://disk.yandex.ru/d/11OjaBv_irNsTg

#мыкатолики