Вот и наступил праздник Рождества! Долгожданный ли? Слишком много тревог, страхов, неизвестности о будущем! И среди этих тревог, страхов и неизвестности приходит Младенец Христос.

Иисус родился в смиренной нищете хлева, в бедной семье; простые пастухи — первые свидетели события. В этой убогости открывается слава небесная…

Стать «как дети» по отношению к Богу — это условие вступления в Царство Небесное; ради этого надо унизить себя, умалить; более того — надо «родиться свыше» (Ин 3, 7), «от Бога родиться» (Ин 1, 13), чтобы стать «чадами Божьими» (Ин 1, 12). Тайна Рождества исполнится в нас, когда Христос «изобразится» в нас… ККЦ 525-526

Процесс взросления каждого человека сопровождается изменениями в образе мыслей и в способе переживания себя. Если ребёнок принимает как норму свою зависимость от родителей, то начиная с подросткового периода начинает отстаивать свою независимость, становиться самостоятельным, и это нормально. Взрослеющий как бы говорит: «Я сам могу». Я сам могу устроить свою жизнь, могу выбрать где учиться, какую профессию выбрать, какому образу жизни последовать.

Зачастую такой выбор может осуществляться именно вопреки и противоположно воле родителей, особенно если они чересчур авторитарны. Например, если ребенок всё время ходил в Церковь, то, в порыве обретения самостоятельности, может воспротивиться всему, что связано с Церковью и удариться «во все тяжкие», то есть начать делать то, что ему не позволялось раньше; или если ребёнка всё детство учили играть на фортепьяно, баяне, скрипке, то, взрослея, он может испытывать сильное отвращение к таким инструментам. Взрослеющий человек обретает самостоятельность, пусть даже иногда не совсем хорошим и полезным для него путём.

Однако со временем у взрослеющего или уже взрослого верующего человека может возникнуть искушение, «фоновое убеждение», что он абсолютно всё может и должен достичь самостоятельно, в том числе и Бога, и спасения. (Фоновое убеждение — это как фоновый шум холодильника, соседей за стенкой, затянувшейся стройки за окном, шум автомобилей за окном, шум, который мы не замечаем, но он есть и влияет на нас, а понимаем это только тогда, когда окажемся в тихом месте). Фоновое убеждение, что я сам должен достичь всего и нет надежды больше ни на кого, кроме как только на себя. В том числе обрести спасение, обрести Бога.

Ведь, кажется, что надо только соблюдать определённые правила и очень стараться: ходить на Мессу каждое воскресенье или даже еще чаще, молиться каждый день, исповедоваться, помогать в храме, петь в хоре, участвовать во встречах молодёжи, стать катехизатором, волонтёром, модератором, потом, может быть, хорошим отцом или матерью, профессионалом в своей специальности или может быть даже монахиней или священником, и тогда Небо я себе гарантирую, гарантирую себе благосклонность Бога.

Правильнее было бы сказать, что всё это, конечно, нужно делать, потому что всё это — средства данные нам Богом, средства нашего спасения.

Но кто спасает?

Я себя?

или Бог меня?

Кто перенесёт меня с земли на небо?

Я?

Своими только силами?

Как барон Мюнхгаузен вытащу себя вместе с лошадью из болота, потянув себя вверх за волосы?

Могу ли я себя спасти?

Или я неспособен, бессилен себя спасти? То есть не самостоятелен в этом деле, не самодостаточен? И нет у меня сил, чтобы достичь и чтобы обрести Бога?

Вспоминаются слова святого Августина: «Бог создавший тебя без тебя, не спасёт тебя без тебя».

Да, мы со своей стороны тоже должны прикладывать усилия, то есть те силы, которые у меня есть. Но эти усилия — только сотрудничество с Богом, ответ на Его действия.

Ведь кто спасает?

– Бог!

Важно обрести это убеждение и не только умом, но и сердцем, то есть всем существом.

Речь идёт об уповании на Бога в противовес упованию на себя.

Посмотрим на Младенца Бога!

Младенец дарит Себя бескорыстно, бесплатно. И искренне принимает то, что Ему дают: любовь, заботу, а также принимает и свою младенческую беспомощность.

Принять всё, что Бог тебе даёт, означает принять Его самого и принять себя тоже, ибо Бог дал тебе тебя, тебя такого, каким ты являешься, со всеми слабостями и ограничениями.

Принять бессилие, слабость и зависимость во всём от Бога.

Бог стал младенцем.

Беззащитным.

Слабым.

Вверил Себя людям.

Готов ли я принять своё бессилие и вверить себя Богу?

Готов ли я признать себя младенцем перед Богом?

Доверить себя Ему?

Во всём уповать на Него?

Ведь, как говорит Катехизис, стать «как дети» по отношению к Богу — это условие вступления в Царство Небесное. (Мф 18, 3-4)

Готов ли я умалить себя перед Богом?

Стать маленьким?

Доверить себя Его заботе и любви?

Пандемия сильно пошатнула нашу уверенность. Появился страх.

Сейчас самое время доверить себя Христу!

о.Андрей Старцев

Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 24.12.2020