«Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители Его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин 9, 2-3). Какие дела Божии? Сам слепой говорит, бывший слепой: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин 9, 32). То есть человек, который родился слепым, всегда был слепым и начал видеть. Наверное, у людей, которые рождаются слепыми, это не просто какой-то дефект незначительный, но чего-то не хватает в самих органах зрения. И поэтому интересны действия Иисуса Христа, который плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал этой смесью глаза слепому. Что нынче в условиях эпидемии не надо делать ни в коем случае.

Но вспомним, что, согласно Книге Бытия, Бог создал человека из праха земного – и тут Иисус использует прах земной, чтобы восполнить то, чего слепому не хватало. Интересная параллель. Однако зачем была эта слепота? Иисус говорит: «чтобы на нём явились дела Божии» (Ин 9, 3). Эта фраза на сегодня: «чтобы явились дела Божии». Какие дела могут явиться? Как Бог являет Свои дела? Как Бог являет Свою Славу? Славу дел Божиих, которую мы видим?

Можем задать себе такой вопрос: «Что мы предпочли бы для себя?» Предпочли ли бы мы быть во всем совершенными: значит, быть умными, быть всезнающими, никогда не ошибающимися, всегда поступающими правильно, быть здоровыми, сильными, красивыми, быть уважаемыми, почитаемыми людьми, быть успешными, быть богатыми. Хотели ли бы мы этого? Или второй момент: быть не очень умными, ошибающимися, совершающими ошибки в поступках, быть больными, слабыми, некрасивыми, не уважаемыми другими, бедными и бесполезными? Что мы предпочтем? Быть бедными, слабыми, бесполезными – быть теми, над кем Бог может совершить чудо? Или с помощью кого Бог может совершить Свои великие дела таким образом, что никто не усомнится в том, что это сделал Бог, а не мы сами?

Ведь если какой-то человек добьется чего-то великого будучи очень способным, все скажут: «Он способен, вот, у него есть способности, он этого добился». Если же человек слабый сделает что-то великое, люди задумаются: «А как он мог такое сделать? Явно, что это не от него. Бог сделал». Если автогонщик на отличной машине преодолеет сложную трассу, то многие эту победу припишут качеству автомобиля: «Какая у него хорошая машина, на ней он смог проехать через эту трассу!» Если же автогонщик сделает то же самое, но на старой колымаге, на разваливающемся на части автомобиле, то все восхитятся мастерством водителя. Скажут: «У него было это – и он смог пройти такую трассу!»

Бог часто избирает невзрачные инструменты, чтобы творить Свои великие дела, дабы никто не усомнился, что это Он, Бог, – истинный автор данного дела. Посмотрим на Церковь. Бог избрал многих апостолов из простых людей – рыбаков. Кто такие рыбаки? Это люди простые, у которых есть одно занятие, которое они умеют делать. Но в основном их жизнь очень простая: ловля рыбы. Что их заботит? Ловля рыбы. О чем они говорят? О рыбе. О рыбе, о сетях, может быть, что-то о погоде, о лодке – и все. Круг интересов был очень небольшим. И они стали основанием Церкви, апостолами, которые пошли по всему миру, по проповеди которых уверовали люди, бывшие намного более образованными и почтенными, чем они.

Чтобы было понятно, что Церковь – это не дело человеческой мудрости и способностей, превосходства, но дело Божье. Читали мы сегодня в Первом чтении об избрании Давида, помазании его царем Израиля. Кем был Давид? Давид был мальчишкой, пастухом, его даже не пригласили на собрание всех сыновей, когда пришел пророк помазать нового царя. Он где-то там был с овцами. Кто такие пастухи? Вы общались с пастухами? Пастухи – простые люди, о каких высоких материях они с вами будут говорить? То есть у них свой интерес, свое знание, своя мудрость, очень простая. Может быть, от пастухов даже пахнет не так, как многим горожанам хотелось бы. И тем не менее, пастух Давид стал царем Израиля. И вел народ Израиля в войне за Святую землю, которую Бог им дал. Чтобы было понятно, что не благодаря его способностям, а потому, что Бог был с ним, это дело совершилось.

Бог использует невзрачные инструменты, «чтобы на нём явились дела Божии». Есть еще другой аспект. Быть совершенным, умным, знающим, красивым, сильным, здоровым, успешным, богатым или быть нищим? В разных смыслах. Это аспект о милосердии и любви Божьих. Быть не очень умным, быть бесполезным, невзрачным, быть также слабым, и в плане нравственном, быть грешником, чтобы Бог смог проявить ко мне Свои заботу и любовь. То есть к кому Бог обращает заботу и любовь в первую очередь? Как можно заботиться и любить того, кто ни в чем не терпит недостатка, кто доволен собой и ни в чем не нуждается? Как можно любить такого человека, как можно о нем заботиться? Он не нуждается в любви, а скорее, требует уважения и признания своих заслуг, признания своего успеха: «Вот у меня получилось, смотрите. Проявите уважение, признание». Такой человек будет требовать от Бога, скорее, вознаграждения за свои заслуги, зарплаты за свои труды, Божественного признания, чем милосердия и любви.

А бедный и несчастный человек, тот, кто понимает себя бедным и несчастным, бедным грешником в том числе, единственное на что надеется – на милосердие и любовь Божии. К кому прежде всего обращаются милосердие, сострадание и любовь, как не к тому, кто больше в них нуждается, то есть к нищему и убогому. Кто больше искал Христа в свою очередь, кто стремился ко Христу? Калеки, больные, бедняки, а не книжники и фарисеи, хотя и такие тоже были. Книжники и фарисеи, в основном, были собою довольны, и считали, что не нуждаются в Иисусе, Который пришел как какой-то новый проповедник. Быть нуждающимся, быть слабым и нищим в разных смыслах – это то, что прежде всего привлекает к нам Божие милосердие, Его заботу и Его любовь. И не нужно нам стыдиться этого, не нужно бежать от такой нищеты и от осознания себя нищим. Нужно полюбить свою нищету и слабость, ибо на них изливается милосердие Бога.

Итак, «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым». Кто виноват в том мы такие, какие есть? Слепые или хромые, слабые, некрасивые, неспособные, неумные или еще что-то. Кто виноват? Неважно, кто виноват. Потому что на нас явятся дела Божии. Просим, чтобы Бог взирал на нас с любовью и милосердием, потому что мы в них нуждаемся. И чтобы делал Свои великие дела с нашей помощью, потому что через нас они будут более очевидными как Его дела.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 22.03.2020