Вы – соль земли. Вы – свет мира. Соль и свет. Как честные христиане мы понимаем, что часто не оказываемся ни солью, ни светом. Значит ли это, что все уже потеряно? Ведь Иисус говорит: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф 5, 13). Что делает нас солью или солеными? Что наполняет нас светом? Где их источник? Ведь мы понимаем, что не по нашей природе мы соль и свет, и что не каждый человек – соль и свет. Что это не что-то такое, что само собой в нас происходит.

В чем заключается – быть солью? Соль, мы знаем, придаёт пище вкус. То есть в нашем смысле – придает вкус делам, поступкам. Что придает вкус поступкам? Любовь. Даже о пище мы говорим: «сделана с любовью» – значит, пища вкусная. Дело, сделанное с любовью, сделано для Бога и ближнего. То есть дело духовно вкусное. Соль придает вкус. Соль также сохраняет от порчи – это сало, салями, закрутки, солености. Если обычная соль сохраняет от разложения физического, то для нас быть солью означает сохранять себя и других от разложения духовного. То есть от греха.

Сохранять от греха значит исполнять заповеди, исполнять закон. А чтобы исполнять заповеди и закон, то есть сохранять себя от греха, нужно любить. Опять любить. Кто любит Бога и ближнего, тот исполняет закон. На этих двух заповедях основываются весь закон и пророки – подтверждает слова Иисуса книжник, говоря о том, какова наибольшая заповедь. Люби Бога и люби ближнего. Соль придает вкус и сохраняет от порчи.

В чем заключается свет? Солнышко мое, солнце мое, свет мой лучезарный – такими словами мы называем тех, кого любим и кто любит нас. Другое: знание – свет. Это такая школьная фраза. Свет знания – это та вера, которую мы получаем от Христа, это сам Христос. В Евангелии от Иоанна мы слышим: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин 1, 9-10).

То есть познание Бога и познание Его любви. Потому что знать Бога также значит знать и Его любовь и понимать, как понял Апостол Иоанн, что Бог есть Любовь. Кто не любит, тот не от Бога. Следствием этого знания, то есть нашей веры, должна быть – и это происходит в принципе, логически – любовь к Богу, ко Христу. Это познание и эта любовь, как свет, освещают нашу жизнь. И любовь к ближним освещает жизнь наших ближних. Человек, который видит, что к нему проявляют любовь, совершает дела любви, просвещается. То есть его жизнь становится светлее. Исайя в Первом чтении сегодня говорит об этой любви к ближним: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58, 7). Не прячься от ближних, от их нужд. «Тогда откроется, как заря, свет твой» (Ис 58, 8).

Свет. Где этот источник света, кто этот источник света? Об этом Павел пишет сегодня во Втором чтении, которое мы слышали, к Коринфянам. Об этом источнике, о котором он проповедует, говорит так: «Когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (Кор 2, 1-2). Христос распятый лучше всего указывает на любовь Бога. В другом месте того же послания Павел пишет: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор, 13, 13), говоря о важности любви.

Итак, вернемся. «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?» (Мф 5, 13). Соль может потерять силу. Любовь может потерять силу. Почему? Из-за ран, которые получает, из-за страха перед новыми ранами. У любви есть такое свойство: она размягчает сердце. Но сердце, когда становится мягким и более любящим, становится и более уязвимым, и ранимым. И этих ран не избежать. Когда сердце каменное, то его не ранить, не пробить. Оно непробиваемое. А когда сердце любит, то оно становится мягким и страдает. Страдает, потому что открыто для ударов. Удары, обиды, оскорбления или просто безразличие – то, что ранит сердце.

Получив несколько таких ранений, мы инстинктивно закрываем свое сердце, как улитка возвращается в свой домик, как черепаха втягивается в свой панцирь. Перестаем любить, прячемся, жалеем себя. Любовь страдает – это нормально, без этого не обойтись. Апостол Павел в том же послании к Коринфянам, когда пишет этот гимн любви, говорит: «Любовь долготерпит» (1 Кор 13, 4). Но долготерпит – это не значит, что она не чувствует. Долготерпит, но от этого не перестает страдать. Перестать ли нам любить? Пишет Павел в том же послании к Коринфянам: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13,3).

«Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф 5,13). Если нет любви, то уже ни на что мы не годны. Жизнь наша уже как-то и теряет весь смысл. Святой Иоанн Павел II не раз призывал: «Не бойтесь открыть двери Христу» или по-другому – не бойтесь учиться у Христа любить и страдать. Любовь Иисуса принесла Ему страдания, принесла Ему крест, и Он призывает нас: «Кто хочет быть Моим учеником, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). А в другом месте говорит: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12).

Быть солью, быть светом значит любить и значит неизбежно страдать.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 09.02.2020