Сегодня в отрывке, который мы слышали, рассказывается об одном споре, в котором Иисус оказывается, в некотором смысле, между двух огней. Спор о воскресении, воскреснут ли мертвые. Этот спор, в некотором смысле, является для нас примером того, как участвовать в диспутах, в спорах.
В чем суть вопроса? Фарисеи – одна из групп, о которой рассказывает Священное Писание, – верят в воскресение мертвых. Саддукеи – другая группа – не верят. У саддукеев было более консервативное, более острожное отношение к Священному Писанию. Они принимали только пять книг Моисеевых, только Тору. А вера в воскресение мертвых была на тот момент недавно развившейся. И мы читаем об этом так явно только в книгах Маккавейских, которые мы слышали сегодня в чтениях, где говорят, что Бог вернет меня к жизни.
Фарисеи верят в воскресение, саддукеи не верят. Иисус знает, что воскресение будет, но оно будет не так, как верят фарисеи. В споре этом, который мы видим, саддукеев с фарисеями, мы, наверное, быстро встанем на защиту позиции фарисеев, потому что они верят в воскресение, и мы, христиане, тоже верим в воскресение. Но не все так просто. Когда саддукеи приводят свой аргумент про эту женщину, которая была женою семи братьев, то этот аргумент направлен против фарисеев. Они, саддукеи, воспринимают Иисуса Христа, как одного из фарисеев или того, кто думает так же, как фарисеи. И аргумент этот, на самом деле, должен был поставить в трудное положение фарисеев, но не Иисуса Христа. И вот почему.
Во что верили фарисеи? Они верили, что после воскресения жизнь, в принципе, останется похожей на ту, что и сейчас, только будет мир, справедливость, не будет зла. Но цели жизни останутся примерно такими же, материальными, житейскими. То есть будут жениться, рожать детей, заниматься хозяйством, строить дома, засевать поля, разводить скот, есть от трудов своих рук, населять землю. То есть все воскреснут, но в принципе, это будет лучший мир, но такой же. Это своего рода идеальный земной мир. Примерно, как эдемский сад. Многие неверующие люди представляют себе идеальный мир таким образом: все будет хорошо. Но это будет земной мир.
Так, например, представляют его себе «Свидетели Иеговы». Кто удостоился чтения их журналов, например, «Сторожевая башня», то на картинках, которые они там печатали, представлялось, каким будет это будущее, и там именно это: люди строят свои дома, засевают поля, семьи, много детей. Это будет после воскресения. Это будет рай, он будет таким. «Свидетели Иеговы» думают так.
Иисус же, говоря о воскресении, указывает, что жизнь праведного человека после воскресения перейдет на совершенно иной уровень, совершит огромный качественный скачок: не будет нужды в размножении, не будет смерти, не будут жениться и выходить замуж. Потому что будут совсем другие возможности, намного превышающие те, что есть у нас сейчас: видение, познание Бога лицом к лицу. Кроме того, мы знаем, что сами наши тела преобразятся и обретут новые качества, которых сейчас у них нет. О том, какой будет жизнь после воскресения, мы можем только догадываться.
«Не видел того глаз, не слышало ухо, что уготовал Бог любящим Его». Поэтому ответ Иисуса Христа идет не только против представлений саддукеев, которые считают, что нет воскресения, но также и против представления о воскресении, которое есть у фарисеев. То есть то, что думали о воскресении фарисеи, было несовершенным, их понимание было несовершенным. Представление, о котором говорит Иисус Христос, то видение, превосходит фарисейское по глубине понимания. Поэтому аргументы саддукеев, направленные против фарисеев, которые они использовали в споре с Иисусом Христом, против Иисуса Христа не действуют. Они не против Христа, они бьют мимо цели.
Фарисеи отчасти правы, утверждая о воскресении мертвых, что оно есть. Саддукеи отчасти правы, опровергая то, что было неверным представлением об этом воскресении у фарисеев. Полностью же прав Христос, Который все знает и все понимает во всей полноте и совершенным образом.
Пример данного спора учит нас тому, что нужно быть смиренными, потому что мы можем оказаться на позиции саддукеев или фарисеев. Нужно быть смиренными в наших спорах, нужно понимать, что мы очень даже вероятно находимся на одной из этих позиций. Мы не должны бездумно предполагать, необоснованно предполагать, что мы все знаем и все понимаем, понимаем несомненно и в совершенстве, но осторожно относиться к своим суждениям и к осуждениям, а также к суждениям и осуждениям, которые высказываются другими. Истина может оказаться выше, чем наше представление о ней. Нужно много со смирением изучать предмет спора, особенно, если он является очень важным, и консультироваться, спрашивать совета у тех, кто знает больше, чем мы.
Это касается личных отношений, личной жизни, споров между людьми, это касается общественной жизни и политики в том числе. Часто мы выносим суждения, не понимая и не зная всего. Это касается и вопросов веры и Церкви. Мы часто судим о вере и о Церкви, не понимая всего, всей глубины.
Поэтому просим сегодня у Господа этих даров: смирения, благоразумия, мудрости, чтобы всегда стремиться к истине и не полагаться необдуманно на собственные убеждения, но возрастать в познании и понимании истины, которую мы сами открываем, и которую открывает нам Бог.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 10.11.2019