«Умножь в нас веру» (Лк 17, 5) – попросили апостолы Иисуса Христа. Иисус Христос сказал так: «Если бы у вас было хоть чуть-чуть веры, вы сказали бы этой смоковнице: пересадись отсюда в море – и так было бы», как бы говоря: «в вас веры совсем мало». А потом говорит о чем-то совсем другом. «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего» (Лк 1, 7), когда тот вернется с работы, скажет ему быстро: «А! Молодец, давай садись, я тебя покормлю»? Речь идет о рабе, о слуге. Не скажет ли: «Давай дальше работай. Давай, теперь приготовь мне. Подождешь, пока я поем, потом будешь есть сам»? Конечно, наверное, нам сложно это представить, потому что мы уже не имеем дело с таким строем, когда существуют рабы, но тем не менее, если подумаем, то логика становится ясна. Потому, что здесь нам нужно встать на сторону раба, а не на сторону господина. Но тем не менее.
То есть тема сегодняшнего Евангелия, можем сказать, вера и награда. Ведь это две вещи, которые мы неосознанно связываем, два эти понятия, две эти реальности. С одной стороны – наша вера, вера в Бога, вера Богу, и с другой – эта награда, которую мы ожидаем от Бога. То есть какие-то блага, какое-то воздаяние за нашу веру. Мы связываем это настолько, что можем говорить, например, так: «Боже, я верю в Тебя, я доверяю Тебе, так помоги же мне! Поскольку я в Тебя верю, ты как бы должен мне теперь помочь». Я в Тебя верю – Ты мне должен». Или наоборот, в сложной ситуации бывает, что человек может подумать и сказать так: «Бог меня оставил, Бог меня забыл, я не чувствую Бога, не чувствую Его помощи, больше я в Него не верю». То есть мы эту помощь, награду и веру связываем тесным образом».
Мы говорим: доверяй, но проверяй. Верь, но проверяй. Это относится к людям, но мы так поступаем с Богом. То есть, доверяй, но проверяй – это значит не доверяй, не верь до конца. Поэтому мы проверяем. Проверяем Бога, испытываем Бога. Как сегодня мы слышали в Псалме:
«Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, *
как в день искушения в пустыне,
где искушали Меня отцы ваши, *
испытывали Меня, и видели дело Моё» (Пс 95).
Иудеи в пустыне искушали Бога, испытывали, действительно ли Бог есть.
Боже, если Ты есть, сделай так, чтобы я был богат, или чтобы мне сдать экзамен, или чтобы мне устроиться на работу, или чтобы мне прибавили зарплату или дали премию; или чтобы этот человек не попался мне на пути, пока я буду идти домой или на работу, чтобы заболел начальник или еще что-то случилось, чтобы он не узнал, что я опоздал… То есть сделай что-нибудь, если Ты есть. Если ничего не произошло – а, может быть, Тебя нет? Мы увязываем эту веру и награды или те блага, которые у Бога просим.
Поэтому мы чего-то ожидаем от Бога за нашу веру и за наше доверие. Хотим таким образом как-то оправдать нашу веру. Я верю почему? Ну, потому, что Бог мне помогает. Мы хотим, чтобы наша вера не была напрасной, но чтобы она была полезной, прибыльной. В принципе, это как менталитет, который развился на Западе в некоторых протестантских странах, что если тебя Бог любит, потому что ты верующий, то Он тебя наградит и ты будешь богат. И богатство – признак того, что ты праведный человек, верующий человек, Бог тебя любит, награждает, воздает тебе за твою веру. Это не католическое видение.
Мы многое оцениваем в этой системе измерения: то есть польза, прибыль, приятность. Мне может быть приятно верить в Бога, потому что я верю, молюсь – и Бог посылает мне какие-то утешения. Мне может быть прибыльно верить в Бога, потому что я чувствую, что Бог мне помогает, и я как-то ощущаю за собой поддержку старшего брата, который за меня заступится. То есть мы начинаем как бы использовать Бога. Проверяем Бога на полезность, насколько Он мне полезен, испытываем, насколько велика Его любовь. Ты меня любишь? Ну тогда сделай так, как я хочу. Пытаемся манипулировать Богом, пытаемся быть господами мы.
В притче был господин, хозяин, и был раб. Раб вернулся с поля, но если бы он сказал: «Ну я же поработал, давай, приготовь что-нибудь, подсуетись, я устал», – то в этом смысле ставил бы себя на место господина. Мы пытаемся быть господами, а не смиренными слугами Божьими. Мы пытаемся сделать так, чтобы Бог служил нам, пытаемся Бога сделать слугой, чтобы Он исполнял наши желания, был фокусником, который из шляпы достанет то кролика, то голубя, то длинную веревку, которой нет конца. Хочу быть богатым, хочу, чтобы меня уважали. Меня все не уважают, ко мне презрительно относятся, хочу, чтобы они перестали это делать, чтобы проявили ко мне уважение. Хочу, чтобы меня ценили за то, что я делаю. Хочу духовных утешений. Не хочу трудностей, сделай так, чтобы было легко, не хочу жертвовать ничем, не хочу страдать, не хочу креста. То есть мы пытаемся заставить Бога служить нам и делать так, как нам хочется. Как маленькие дети, которые пытаются заставить своих родителей, манипулируя ими плачем, упрашиванием, уговорами или еще чем-то, чтобы родители делали то, чего дети хотят.
А может быть, Бог не хочет? Может быть, не хочет, потому что любит меня и потому что то, чего я прошу, мне не полезно. Не полезно мне стать богатым, уважаемым, вознагражденным или утешенным. Не полезно то, чего я прошу. Это значит, что Бог меня не любит? Если родители не дают детям то, чего те просят, это обязательно значит, что они не любят своих детей? Нет.
Как мы тогда должны с Богом быть? Служить, а не требовать служения. Верить – значит, доверять, полагаться на то, что Бог устроит в моей жизни. И как бы жизнь ни повернулась, никогда разочаровываться в Нем, потому что Бог – мы полагаемся на Него, уповаем на Него. А уповаем – это когда не видим света, когда в темноте все равно следуем воле Божьей. Не нужно думать или не нужно жить, как будто мы хозяева Бога, а Он наш слуга. Не нужно ставить Богу условий, требовать, чтобы Он нас слушал, а наоборот, нужно самим слушать Его. Спрашивать: «Чем я еще могу Тебе послужить?» Уповать, доверять, полагаться, не требуя ничего. Да, мы можем просить, считая, что что-то может быть нам полезным, но только просить, понимая, что Бог Сам расположит, что лучше для меня.
о. Андрей Старцев
Прослушать аудио можно по ссылке: Проповедь 06.10.2019