«Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «этот человек начал строить, и не мог окончить»? (Лк 14, 28-30) Что такое эта башня, которую строим? Башня – это здание, строение, которое устремляется вверх нашей жизни. То есть это сама наша духовная жизнь, стремление к Богу, жизнь во Христе, жизнь со Христом. Жизнь, которую мы строим, вознося все выше и выше к Богу. Возносим себя, возносимся к Богу – это башня. Чтобы строительство этой духовной жизни во Христе удалось, надо посмотреть, сколько такое строительство будет строить. Сколько стоит духовная жизнь? Построить ее, организовать, построить эту башню. Какую цену нужно заплатить? Иначе не сможем построить, не сможем приблизиться к Богу. Чем нужно заплатить, чтобы быть со Христом?

Иисус Христос говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14, 26). Какова цена того, чтобы быть со Христом? Эта цена велика. Это все, что у нас есть. Такова цена. Почему такая цена? Бог бесконечно великий, большой, содержит в Себе все вещи как источник. Как источник бытия, существования всего, источник доброты и блага, которое есть во всех вещах. Почему мы их и любим, эти вещи. Но источник всего этого – Бог.

Было бы странно, если бы человек, который стремится стать богатым, разбогатеть, которому предложили бы выбор: взять всю сокровищницу или только одну золотую цепочку. Человек хочет быть богатым, ему предлагают выбор: или – или. Или берешь все сокровище, или только одну золотую цепочку. Было бы странным, если бы он сказал: «Я беру цепочку». Он бы выбрал все. То же самое, жаждущий не выбрал бы стакан воды, если бы ему предложили: или стакан воды, или родник – источник воды. Там воды больше, он неиссякаемый, она все время оттуда течет. Так что мы выбираем? Эти вещи в этом мире, маленькие, ограниченные, которые кончатся, исчезнут или Бога? Нужно совершить этот фундаментальный выбор, что я выбираю: этот мир или Христа; друзей, родных, знакомых или Христа; радости этого мира или Христа?

Этот выбор – выбор всей жизни, и каждый раз нужно повторять этот выбор. То есть каждый день нужно о нем вспоминать: что я выбираю? Христа. Быть учеником Христа или нет, или не быть. Быть с Богом или не быть с Богом? Цена такова, цена – это все, что у меня есть. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Ср Лк 14, 26-27). «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 33).

То есть, чтобы быть с Богом, надо отказаться от всего. Это не значит, что мы в жизни будем абсолютно без всего, откажемся от вещей, от здоровья, от друзей. Вопрос: что мы любим больше и чем мы готовы пожертвовать и какой урон мы готовы потерпеть, как мы готовы пострадать? Любить Бога превыше всего, быть готовым пожертвовать всем ради Него. И речь здесь идет не только о родственниках. Потому что случается, что приходится людям жертвовать и родственными связями. Когда человек приходит к вере, то иногда это связано с тем, что он должен оставить свою семью, своих родителей, которые могут быть против этого. Речь идет не только о родственниках, но и о тех вещах, которые наполняют нашу жизнь, даже когда мы уже со Христом, когда мы уже внутри Церкви.

Например, о привязанности к чему-то особенному: к этому храму, к этим людям, к определенным отцам, сестрам, прихожанам. Эта привязанность является выражением привязанности к человеческому теплу, желания душевного тепла от других. Это чувственное желание. Такое тепло мы обычно находим в Церкви. Может быть, не всегда или не везде. Но к кому мы приходим в Церковь: к Богу, ко Христу или к отцу Андрею, отцу Габриэлю, отцу Диогенесу, к кому-либо из сестер? К тем, кого мы любим и к кому привязались.

К кому мы приходим, когда приходим в Церковь? Кого мы надеемся здесь встретить? Христа? Если в приходе мы больше не будем находить этих людей, тех, к кому привязались, будем продолжать ходить или перестанем? Давайте подумаем, кто такой Христос? Христос неизменен, пребывает в Церкви, которая есть Его Тело, пребывает в Евхаристии, которая есть Его Тело, реальное присутствие Христа в Евхаристии. Милосердие Христа мы испытываем в таинстве исповеди. Христос присутствует здесь. И если кто-нибудь из нас отходит от исповеди, не исповедуется, давно не исповедуется, уже неделю не исповедуется, несколько месяцев не исповедуется, годы не исповедуется. Если кто отходит от Причастия, потому что не хочет исповедоваться, например, или потому, что это связано с изменением жизни. Если кто-то отходит от участия в воскресной Мессе – не приходит в воскресенье. Если кто-то отходит от Церкви вообще, тот отходит от Христа, от Бога.

Почему отходит? Потому, что не любит Христа превыше всего. Почему же тогда он пришел в Церковь, если не из-за любви ко Христу. Если не из-за любви к Богу, то он не за тем пришел в Церковь. Если пришел только из-за теплоты друзей, то, наверное, не туда попал. Да, теплота привлекает и является знаком, который указывает на нечто большее. Мы не приходим, потому что здесь клуб друзей, мы приходим, потому что ищем Христа, любящего. А друзья меняются, раньше были хорошими друзьями, теперь как-то холодно, умирают, уходят, уезжают – раньше был, а теперь нет. А Христос остается: неизменный, любящий и зовущий к себе.

Могут быть две неправильные ситуации у человека в Церкви. Первая – человек приходит в Церковь ради тепла людей. Что ему теперь делать, если он это понял? Уходить? Нет. Теперь надо понять: то малое добро, благо, любовь, которые он находит в других, в полноте присутствуют в Христе, в Боге, что Его надо искать и Он здесь. Это одна ситуация. Человек просто пришел, потому что нашел хорошую компанию. Второе – человек приходит ради Христа, обратился ко Христу, но со временем это отношение меняется, понимает, через годы, что он больше ищет тепла людей, а не Христа. Что ему делать? Вернуться к первому пониманию, понять, что не ради людей он пришел, а ради Бога. И не надо менять мотивацию, почему он в Церкви, а нужно вернуться к первичной любви ко Христу.

Почему мы не любим Христа, не любим Бога превыше всего? Не любим, потому что наши представления о Нем, то, как мы Его понимаем, слабые, недостаточные. То знание, которое у нас есть, то, что мы о Нем думаем, этот образ, который мы себе представляем, он слабый, непривлекательный, мы его еще не до конца развили, не до конца поняли, кто же Бог есть. А что делать? Нужно вернуться. Как вначале: изучать Катехизис, например, размышлять над книгами святых. Кто последний раз читал что-нибудь подобное? Например, медленно, вдумчиво, молитвенно Святую Терезу Младенца Иисуса? Или «О подражании Христу» Фомы Кемпийского? Или о благочестивой жизни Святого Франциска Сальского? Или об осуществлении в жизни любви к Иисусу Христу по Святому Альфонсу Лигуори?

Если не читали, то надо читать: вдумчиво, молитвенно, чтобы больше узнать о Христе, больше узнать о Боге. Если читали, то как давно читали? Пять лет назад, десять, пятнадцать? Не пора ли перечитать, вернуться? Спустя годы мы открываем новые вещи в том, что уже прочли. Или возобновляем те мотивы, ту любовь, которая возникала у нас тогда, годы назад.

Что нужно делать, чтобы больше знать о Боге, чтобы больше Его любить? Молиться. Молиться на реколлекциях, на духовных упражнениях, молиться дома, молиться Святой Розарий, молиться, используя те моменты, которые есть в храме, в тишине, в присутствии Святых Даров, в присутствии Христа. Если мы отдалились от тех причин, мотивов, которые должны у нас быть: любить Христа превыше всего и от всего отречься, то нужно к ним вернуться. У Пророка Иеремии есть такая фраза: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, (посмотрите вокруг) и расспросите о путях древних, где путь добрый, (где правильный путь) и идите по нему, и найдете покой душам вашим».

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 08.09.2019