Жадность и зависть. Жадность и зависть отнимают внутренний мир у человека, который их испытывает. Они лишают человека внутреннего мира, а также забирают мир между людьми. Сколько бывает проблем между родственниками, например, по поводу наследства либо по имущественному вопросу, вопросу квартир. Жадность и зависть вносят раздор между родными, между теми, кто должен бы жить в любви между собою. И кроме того, жадность и зависть уводят от Бога. И, что самое страшное, уводят от вечного спасения.

Сегодня мы можем увидеть притчу, которую рассказывает Христос, говоря: «Кому достанется все то, что ты надеешься себе сохранить?» То есть ты заботишься не о том, говорит Он богатому человеку, который собрал большой урожай и думал, как бы его себе сохранить, и видел в этом, в земном, причину своей радости, своего счастья. Жадность и зависть уводят от Бога, уводят от Неба, уводят от вечного спасения. Кроме того, наша жадность и наша зависть огорчают Бога. То есть доставляют Богу серьезную горечь. Для сравнения можем обратиться к старому примеру детей в песочнице.

Между детьми в песочнице часто возникают жадность и зависть. Дети, которые не могут поделить игрушки, не могут как-то поделить место, первенство в играх, и ругаются, дерутся из-за этого, доводят друг друга до слез. Такая жадность детей огорчает родителей. Такие страсти между детьми в песочнице не доставляют родителям радость, а причиняют боль, печаль, горечь. Наша жадность, наша зависть огорчают Бога.

«В то время: Некто из народа сказал Иисусу: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк 12, 13). Обратился к Иисусу Христу с такой мирской просьбой: «Скажи моему брату, чтобы он был со мной как-то справедлив, разделил со мной наследство. Мне ничего не досталось, а брату досталось все». Вроде бы обращается человек по какой-то, кажется, справедливой просьбе. Просит Иисуса Христа о справедливости, чтобы Он сказал другому быть справедливым. Сколько раз бывает так с нами, когда мы обращаемся к кому-то, прося, чтобы он сказал тому, кто нас чем-то обижает, в чем-то ущемляет, как-то измениться. И кажется, что эти просьбы справедливы, говоря человеческим языком и смотря так по-земному. Но мы же не просто люди земные, мы же те, кто призван на Небо.

Как опечалила Иисуса Христа эта просьба, когда его попросили: «скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Печаль Иисуса Христа, горечь Иисуса Христа. В Фатимских явлениях, когда фатимским пастухам являлась Пресвятая Богородица, показывала им ад, показывала им Иисуса Христа, показывала им, как Бог реагирует на грех людей, насколько много грешников, что грешники идут в погибель, то один из трех пастушков, Святой Франтишку, отреагировал так: он начал приносить многие жертвы. Во-первых, постился, отказывал себе в полднике, например, раздавая более неимущим детям, чем был он сам; от воды, когда ему хотелось пить, и так далее. А кроме того, истязал собственную плоть, то есть, совершал дела покаяния, будучи совсем маленьким, то есть трех лет. Зачем он это делал? Ради возмещения за грехи людей, и чтобы утешить Иисуса в Его горечи. Потому что Иисусу очень горько оттого, что люди грешат. Наши грехи огорчают Иисуса, Иисусу горько от наших грехов.

В этой притче, в этом отрывке Евангелия мы видим Иисуса Христа огорченным. И Он как бы показывает Свое бессилие перед лицом человеческой свободы, перед лицом человеческого греха, перед лицом человека, который выбирает путь зависти, путь жадности, путь греха. И отвечает тому человеку, который пришел просить, чтобы Христос установил справедливость: «кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12, 14) «Не подходите ко Мне с такими вопросами, с такими просьбами,» – как бы таким образом отвечает Христос – «мне от них горько».

Не будем огорчать Иисуса нашими раздорами, битвами, драками, спорами в песочнице, спорами за первенство, битвами за внимание, за уважение, спорами между нами, верующими, завистью, обидами. Не будем огорчать обидами, которые испытываем в семьях, спорами в семьях, спорами между супругами. Не будем огорчать Иисуса нашими грехами. Христос приготовил нам намного большее, чем то, что мы претендуем достичь собственными силами. Он приготовил нам большую радость, чем ту, которую может доставить нам какое-либо признание со стороны других людей, большую радость, чем та, которую может нам доставить любое благо на земле, которое мы претендуем, чтобы с нами разделили, чтобы с нами поделились. В сравнении с этим все остальное меркнет.

В притче Бог говорит богатому: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12, 20-21). Безумный, о чем ты думаешь? В эту же ночь ты можешь умереть, предстать перед судом. О чем ты думаешь? Чего стоят твои заботы? Чего стоят твои беспокойства, твои мучения в связи с тем, что кто-то чем-то с тобой не поделился? В связи с тем, что кто-то тебя не оценил, может быть? Чего стоят все эти переживания, если ты предстанешь сейчас передо Мною, предстанешь перед Богом?

Вспомним о собственной смерти, которая может наступить, настигнуть нас в любой момент. Перед лицом смерти, перед лицом суда Божия, перед лицом Самого Бога, Которого мы встретим огорченным нашими грехами, чего стоят все наши распри? Чего стоят те вещи, ради которых мы спорим, ради которых мы обижаемся, ради которых мы теряем мир внутри себя и вокруг себя? Все эти вещи перед лицом Божьим ничего не стоят. «Суета сует, — всё суета!» (Екк 1,2) – как сказал Екклесиаст в первом чтении сегодня.

 

о. Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 04.08.2019