В первом чтении мы слышали, может быть, не очень хорошо слышали из-за криков той, кто готовится к крещению, следующие слова: «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; … но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его» (Втор 30, 11,14). Можем сказать, что эта заповедь, о которой еще в Ветхом Завете говорит Бог через пророков, те заповеди, которые мы знаем из Священного Писания, из того, что Церковь учит, существуют сами по себе, что они имеют свою силу, что они отзываются в нашем сердце. То есть это слово, эти заповеди, которые дает Бог, уже присутствуют внутри нас, потому что Бог вложил их и в наше сердце. Только часто мы их не слышим.

В сегодняшнем Евангелии законник подходит и спрашивает Иисуса Христа, какая наибольшая заповедь. Тот говорит, что нужно сделать, чтобы спастись: «Люби Бога и люби ближнего». Христос говорит: «Иди и делай так». Законник знал заповеди, потому что был законником, наверняка чувствовал их правоту и сам по себе, сердцем. Но тем не менее начал, как говорит Евангелие, оправдываться, спрашивая: «А кто мой ближний, то есть, кого надо любить, о ком заботиться?» Чтобы чуть-чуть вспомнить об этой заповеди, о любви к ближним, хорошо напомнить себе самим, почему мы должны любить ближних. И почему эта вторая заповедь «любить ближнего, как себя самого» является продолжением первой – «возлюби Бога всем сердцем твоим».

Любовь к ближнему подогревается любовью к Богу. То есть человек тем больше будет любить ближних, чем больше любит Бога. Потому что тот, кто любит Бога, любит и то, что любит Бог. А Бог любит и других людей. Поэтому любящий Бога, чувствует некоторую потребность любить других. Может быть, на практике это не получается, но хотя бы понимает, что надо любить других, чувствует это.

Притча о добром самарянине, которую сегодня мы слышали – это рассказ Иисуса Христа для книжника. Мы не должны ее воспринимать ее отдельно, как саму по себе. Это рассказ для этого законника. Он является как бы зрителем той картины, которую представляет ему Иисус Христос. О чем Он рассказывает? Был этот человек, который попался разбойникам и который лежит на дороге. Человек, который вызывает сожаление и желание помочь, по крайней мере, где-то внутри. Священник и левит, которые проходят мимо – это люди, которые по роду занятий приближены к божественному. Они должны совершать культ в храме. Они, в первую очередь, должны исполнять заповеди. И когда мы говорим об этой ситуации, когда Иисус рассказывает законнику о ней, – что думает законник, и что думаем мы: «вот проходят священник и левит, и проходят мимо, то есть не помогают тому, кто нуждается в помощи, кто умирает». Опасность, которую представляет такая ситуация для нас, – подумать: «Ну что же они не помогли? Они же должны были помочь!» Можно по-другому сказать, что это опасность переложить исполнение заповедей на других.

Как говорят: священники, монахи, монахини – у них профессия такая, они должны верить, они должны в церкви быть, в церковь ходить или что-то в церкви делать. Переложить ответственность на других под предлогом, что они каким-то образом ближе к Богу. Пусть они трудятся, а мне некогда, я занят. Или по-другому, если они этого не делают, если они не исполняют заповеди, тогда и я не должен, тогда и мне не нужно. То есть как бы снять с себя этот груз ответственности, который лежит на нашем сердце и который мы ощущаем, когда видим, что кто-то нуждается. Когда видим, что должны проявить любовь к ближнему.

То есть, когда смотрим на священника и на левита, есть опасность переложить на них ответственность. Для этого законника самарянин – презренный человек, далекий от веры, ему-то какое дело должно быть до исполнения заповедей? Тем не менее, этот человек заповедь исполняет, оказывает милосердие – и это укол для совести, чтобы сказать: «вот, смотрите, этот человек, который далек от Церкви, сделал то, что должен был бы сделать я. Я не делаю, а он делает».

И тогда вопрос, который этой историей ставит Иисус Христос перед законником, тот вопрос, который он сам себе должен задать: как бы я поступил в подобной ситуации? Наверное, прошел бы мимо. Как я чувствую, как я понимаю, что я должен был бы сделать, как должен был бы поступить? Поступить должен был бы, как презренный самарянин. То есть история, которую Иисус Христос ставит пред законником, это история, которую Он предлагает и нам. Чтобы нам осознать и вспомнить о том ощущении совести, через которую иногда говорит Бог или которая способна услышать голос Божий, которая подсказывает: здесь нужно что-то сделать, чем-то помочь, то есть оказать милосердие, проявить любовь к ближним.

Бывает поэтому два вида внутренней расположенности в отношении нужды, которую я вижу, то есть людей нуждающихся. Одно расположение такое – это дело пусть сделает кто-нибудь другой, а не я; а второе расположение – совесть подсказывает мне, что я это должен сделать, что Бог призывает меня. Бог призывает меня совершить дело милосердия. Бог призывает меня проявить любовь к ближнему. Это призыв Божий, который мы слышим в нашем сердце. Какую помощь я могу оказывать? Какие виды милосердия возможны? Можем различить их по количеству людей, которые участвуют в этом событии.

Первое, что приходит на ум, – это помощь личная, то есть, когда я вижу человека, который нуждается: кому-то надо помочь занести коляску по лестнице; помочь бабушке, которая просит милостыню, либо что-то подобное; кто-то из наших соседей нуждается в помощи, просит ее. Это личная помощь, то есть от одного человека другому человеку. И часто происходит, что мы понимаем, что только об этом идет речь, когда мы говорим о любви к ближнему, то есть – это мое личное дело в отношении конкретного человека. Конечно, в таких случаях, это более явно, и мы яснее ощущаем, что мы кому-то помогли, а кому-то – нет. Но есть еще и другие виды.

Второй вид – это совместная помощь одному человеку. То есть когда я не могу помочь другому сам, но кооперируюсь с другими. То есть мы вместе помогаем одному человеку. Это уже помощь, любовь к ближнему, которая совершается вместе. И в некотором смысле она еще ценнее. Потому что показывает единомыслие, единодушие, что мы думаем одинаково, в конце концов, любим одинаково, любим, как Бог, любим, как Христос.

Третий вариант – это помощь или добро, сделанное лично мною, но группе людей. Когда я делаю благо для сообщества людей. Например, если в своем подъезде вижу мусор, который лежит, то я его убираю не только для себя, но и для остальных – то есть чтобы было приятно и другим тоже. Значит, это может быть помощь, добро, любовь, оказанная обществу или какому-то малому сообществу, например, своей семье. Или, например, в Церкви – то есть когда я вижу, что Церковь в чем-то нуждается, конкретный приход в чем-то нуждается, мой приход в чем-то нуждается, то я хочу чем-то ему помочь, чувствую, что здесь перед этой необходимостью, этой нуждой, Бог к чему-то меня призывает, совесть меня к чему-то побуждает. Как чувствую то же самое, если прохожу мимо одного нуждающегося человека, мимо бабушки, которая просит милостыню.

И четвертый вариант. Первый был – один человек одному человеку; второй – помощь группы людей одному человеку; третий – когда я один помогаю сообществу; ну и четвертый – когда несколько людей соединяются вместе, чтобы помочь обществу, сообществу, группе людей. То есть варианты разные, и на самом деле, можно сделать много добра и многими образами проявить эту любовь к ближнему. Видя нужды людей в этом мире, видя нужды Церкви и прихода, оставляем ли мы их, чтобы кто-то другой это сделал, чтобы кто-то другой оказал милосердие, проявил любовь, совершил поступки любви? Или мы ощущаем этот призыв совести, призыв Божий к тому, чтобы нам взяться за дело, помочь, взять ответственность, понести крест, взять груз, проявить любовь к ближнему? А если я не могу это сделать сам, то скооперироваться с другими, найти единомышленников, тех, кто может мне в этом помочь.

Поэтому притча о добром милосердном самарянине, это притча, которая призывает нас к проявлению любви к ближнему. Но эта любовь может проявляться многими образами. Нужно прислушиваться к своему сердцу, потому что оно иногда подсказывает нам, что именно здесь мы эту любовь к ближнему можем проявить.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 14.07.2019