Так получилось, что все те девять месяцев, что шло инициированное архиепископом Павлом Пецци обсуждение в Архиепархии Божией Матери в Москве под названием «Жизнь наших приходов», я внимательно читала все комментарии в группах проекта в соцсетях. И даже купила в Питере книжечку с этими вопросами, чтобы в Адвент размышлять над ними. Завидовала «москвичам», потому что понимала, что это очень неожиданное и полезное задание для прихожан. Читая вопросы, удивлялась, что и это, и то относится к приходу, и это, и то касается меня как христианки-мирянки.

В Вильнюсе уже прошла пастырская конференция по итогам этой епархиальной дискуссии. Одна из нижегородских прихожанок Олеся Шульц рассказала о том, как она росла все это время вместе с дискуссией. Предлагаю вам посмотреть это выступление и попробовать примерить на себя инициативу соседей.

 

https://www.youtube.com/watch?v=REgfG0KCAEs&t=617s

А для самых заинтересованных могу порекомендовать посмотреть или почитать все материалы с конференции, например, здесь: http://cathmos.ru/content/ru/conference.html

Возвращаясь в нашу епархию и в наш приход. Я очень обрадовалась, узнав, что приглашенный на епархиальную пастырскую встречу в Маркс, о.Кирилл Горбунов, генеральный викарий архиепархии, именно об этой дискуссии и рассказал нашим священникам, которые заинтересовались таким опытом.

Сюрприз, устроенный нашим настоятелем на пикнике 12 июня, думаю, был итогом того обсуждения и работы в группах, которые прошли после доклада о.Кирилла. И о.Андрей предложил нам для обсуждения то, что счел важным и возможным для нашего прихода сейчас. Напомню те вопросы, которые предлагались нам:

1. Какие примеры святых мирян я знаю?

2. Что миряне могут делать в нашем приходе?

3. Как я могу участвовать в миссии Церкви?

1. Не знаю, много ли времени уделили другие группы первому вопросу, многих ли вспомнили, а у нас Вероника Бикбулатова рассказала про святую Джанну Беретта Молла, многодетную мать, которая, узнав об обнаруженной доброкачественной опухоли во время беременности, отказалась делать предписываемый врачами аборт, и сохранив ребенка, умерла через неделю после родов своей четвертой дочери Джанны Эмануэлы. Хорошо бы узнать, кого вспомнили остальные группы.

Я понимаю, зачем этот первый вопрос. о.Андрей хотел нам сказать, что святость — не привилегия посвященных Богу людей или каких-то «супергероев». Каждый может примерить святость на себя и попытаться святым стать: и это отнюдь не корону надеть.

2. По второму вопросу у нас получилось очень насыщенное обсуждение. Мне показалось, что участники нашей группы так же удивлялись некоторым предложениям Вероники, которая взяла на себя роль координатора группы, записывая идеи и выдавая их с молниеносной скоростью, как я удивлялась многим вопросам из книжечки. Потом, на общем обсуждении, после выступления нашей группы, следующие участники говорили, что им нечего добавить. Я задавала себе вопрос, почему у нас так легко пошел этот пункт, почему мы не молчали, глядя себе под ноги, пытаясь преодолеть неловкую паузу, а все что-то предлагали. И пришла к такому выводу. Двое из пяти участников, а наша группа состояла из Вероники, меня, Лили, Марии и Кати — две последних участницы только-только начали ходить на катехизацию — постоянно присутствуют на встречах домашней молитвенной группы, где эти вопросы обсуждаются после молитвы во время общения за чаепитием. Поэтому это для нас с Вероникой не новость.

Так что же мы предлагали? Мы предположили, что миряне в приходе могут делать почти всё. Не могут служить мессу и преподавать таинства, а всё остальное могут.

Итак, миряне в приходе могут заниматься:

– уборкой и любой другой хозяйственной деятельностью;

– дежурством в храме;

– пением в хоре, игрой на органе;

– министрированием,

– чтением Слова и пением псалмов во время Литургии;

– катехизацией детей и взрослых;

– проведением конференций и тематических встреч;

– работой с детьми и молодежью как во время лагерей и встреч молодежи, так и на постоянной основе (в рамках оратория, например);

– работой с семьями (например, обучением естественному планированию семьи, психологическим консультированием и т.д.);

– освещением жизни прихода в интернет-ресурсах, текстовой расшифровкой проповедей, шире – представлением Христа и Церкви в интернет-пространстве (христианская журналистика, публицистика);

– работой в приходской библиотеке и книжной лавке;

– общением с «захожанами» и новообращенными, ответами на их вопросы, показом храма;

– созданием молитвенных групп и участием в них;

– организацией паломнических поездок и участием в них;

– сбором информации о нуждах прихожан, поиском ресурсов и осуществлением помощи (например, посидеть с детьми, помочь в уходе за пожилым человеком, довезти до храма маломобильного человека, найти необходимую кому-то вещь и т. д.). Внимательнее относиться к нуждам хотя бы соседей по лавке, чтобы вовремя помочь.;

– оказанием услуг из своей профессиональной сферы деятельности безвозмездно тем прихожанам, которым это необходимо (шить, лечить, стричь, учить и прочие -ить);

– финансовой помощью;

– покупкой продуктов и необходимых в приходе предметов общего пользования;

– сбором и раздачей вещей для нуждающихся (Каритас);

– любыми другими видами благотворительности;

– тем, что просто приносить каждое воскресенье что-либо к чаю, оставаться на него и присоединяться к малознакомым прихожанам во избежание постоянного деления на «закрытые» группы. Потратить часть своего воскресенья на это непонятное и бессмысленное, как может на первый взгляд показаться, занятие;

– открытостью, общением, поддержкой друг друга и, конечно, усиленной молитвой.

Что-то из этого у нас в приходе уже есть, и при перечислении каждого пункта перед глазами встают конкретные люди. И хорошим духовным упражнением было бы, например, благодарить их за служение.

3. На этот вопрос мы ответили несколько скомкано. Каждый сказал про то, что он уже делает. Петь, молиться, информировать. Но думаю, что этот вопрос был задан с целью закинуть удочки внутрь себя и посмотреть, то ли место в Церкви я занимаю, не могу ли я быть полезным чем-то другим больше, чем сейчас.

И вот, общий сбор, и обмен результатами. Во-первых, группы для обсуждения образовались по простому принципу: кто с кем сидит. А сидят у нас обычно своими компаниями, так что людей, друг с другом совершенно незнакомых, в группах скорее всего не оказалось. Думаю, мне было бы интересно, открыть для себя кого-то, с кем никогда не общалась, посмотреть на приход глазами незнакомого мне человека. Услышать мнение, которого не ожидала.

Для всеобщего обсуждения был объявлен только второй вопрос. Представители групп говорили о необходимости участия в уборке храма, о нужде в организаторах праздничных мероприятий, о помощи мамам с маленькими детьми во время мессы. К сожалению, было много просьб, но не было предложений, что мог бы сделать конкретный участник разговора. Но высказанная просьба – это уже немало, и надеюсь, что в конце концов на все потребности появятся исполнители. Ещё, к сожалению, не все группы успели высказаться, поэтому приглашаю всех желающих высказываться здесь в комментариях. Или на каком-нибудь очном обсуждении, которое, я уверена, ещё не раз будет организовано в храме. Наверное не на обычном традиционном воскресном чаепитии, где всегда шумно и трудно сосредоточиться на чем-то серьезном, а на специальных конференциях, с помощью которых можно постараться помочь приходу в его главной миссии — приводить людей к Христу и не отвращать их от Него.

 

Первый такой опыт состоялся как раз в последнюю субботу июня, когда нас посетил генеральный викарий и прежний наш настоятель о.Диогенес. Среди пришедших в зал Святого Августина было совсем мало тех, кто участвовал в дискуссии на пикнике, так что аудитория была другая. И говорил о.Диогенес не с тех позиций, с каких рассуждали мы. Он рассказал нам, как развивались христианские общины с апостольских времен до наших дней, ведь структуры Церкви были не всегда. Об образах приходской жизни у священников и мирян. Говорил о синодальности. Самое простое определение слова «синод» — идти вместе. Приход — община тех, кто живет рядом. С другой стороны, прихожане — это те, кто всегда в пути. Но понимание ответственности каждого крещенного по пути потерялась. Люди думают, что достаточно сотрудничать в Церкви. То есть – есть кто-то, кто за всё несет ответственность, а мы будем с ними сотрудничать. Но роль мирян в Церкви — не сотрудничество, а совместная ответственность. Об этом говорил нам о.Диогенес.

Последовавший после выступления о.Диогенеса разговор показал, что мы все понимаем и приход, и Церковь по-разному. Не очень умеем слушать друг друга и не привыкли разговаривать на серьезные темы.

Надеюсь, что в следующие разы, которые обязательно будут, мы прочитаем

Скачать (DOC, 636KB)

и сможем более глубоко вникнуть в понятие Церкви, прихода, общины. Не для того, чтобы знаниями блеснуть, а чтобы «начать распознавать, каким образом мы можем ответить на вызовы времени, понять, что нужно миру от нас, христиан, именно сейчас, в 21 веке и кто мы вообще» – цитата из слова о.Диогенеса.

P.S. Спасибо о.Андрею, инициировавшему дискуссию на пикнике и предложившему продолжить тему вместе с о.Диогенесом, Веронике, так подробно записавшей все идеи в виде списка, о.Диогенесу, повернувшему разговор об этом в русло размышлений, и всем, кто и на пикнике, и в храме принял участие в разговоре и, надеюсь, примет участие в совместном приходском пути.

P.P.S После совещания с о.Диогенесом было решено не публиковать сделанную во время конференции аудиозапись. Беседа была интересной, но личной для многих участников, и публикация в открытом доступе была бы некорректной, так как о записи никто предупрежден не был.

Маргарита Якубович