«Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин 10, 27), – говорит Иисус Христос. Добрый пастырь, он общается со Своими овцами голосом, призывает их. Говорят, что некоторые пастухи, бывает, специально поют, чтобы овцы по голосу слышали их, узнавали и следовали за ними. То есть знали голос своего пастуха. «Овцы слушаются голоса Моего». Голос связан со словами, с проповедью.
Иисус, когда покидал этот мир в день Своего Вознесения, говорил ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16, 15), всему творению. «Идите проповедовать» – это заповедь, которую Он оставил. Проповедовать благую весть, проповедовать Евангелие. И мы можем так подчеркнуть – он не сказал: «Идите, напишите книги», Он сказал: «Идите, проповедуйте Евангелие».
Сам Иисус Христос тоже не писал книг. То есть нет ни одной книги, которую Он бы при Своей жизни, при Своем существовании написал. Он проповедовал. Вообще, мы знаем только один случай, когда Христос что-то писал. Он пальцем писал на земле, когда привели к Нему блудницу. Но что именно Он написал, мы не знаем, можем только гадать. То есть люди тянулись к Иисусу Христу из-за того, какой Он, из-за того, кем Он был и что говорил. То есть – важность проповеди, важность слова устного, важность свидетельства жизни.
Платон, известный философ античности, однажды выразил такую идею: о важных вещах нельзя писать, или так: важные идеи нельзя передавать письменно, они не могут быть переданы письменно. Почему? Он объяснял это так: потому что написанное слово беззащитно, оно не может себя защитить, не может за себя постоять. Люди, которые его читают, интерпретируют его по-разному, и некому защитить это слово. В живом диалоге, в живом общении, люди, которые разговаривают, могут дать себе отчет, что другие их не понимают, и пытаться выражаться яснее, пытаться объяснить. Кроме того, человек, когда разговаривает устно, он говорит еще и жестами, всем своим существом: тембром голоса, паузами, которые делает – то есть всем тем, что очень сложно или невозможно передать письменно, поэтому говорит так Платон. Важные вещи сложно передать письменно. Платон поэтому не все писал. Он писал много, у него есть большое собрание сочинений, но важные вещи он умалчивал. И поэтому говорят о том, что есть «неписаное учение» Платона, которое передавалось его ученикам.
И также в подтверждение слов Платона, можем посмотреть на то, какие споры и дискуссии разгораются в соцсетях, когда люди пишут, опровергают мнения друг друга, спорят, придираются к словам. И когда мы сами читаем такие тексты, можем видеть, насколько в нас эмоции как бы разжигаются. Мы часто воспринимаем эти слова, даже написанные в сообщениях, в смс, в вотсапе, очень остро. То есть нам кажется, что нас хотят чем-то обидеть, хотя человек с другой стороны телефона ничего такого не имел в виду. То есть не без основания Платон считал, что важные идеи должны передаваться устно.
Мы бы добавили еще вот что: не только устно, но и передаваться примером собственной жизни. Слово, особенно Слово Божие, должно передаваться как устно, так и примером собственной жизни. Это не умаляет значения написанных текстов, потому что под вдохновением Святого Духа писали пророки, писали и сами апостолы. Но изначальное направление или заповедь данная Христом, это: «проповедуйте, свидетельствуйте обо Мне».
Сегодня мы празднуем это четвертое воскресенье Пасхального времени – воскресенье доброго Пастыря, в которое Церковь призывает особым образом молиться о призваниях, о призваниях к священнической и монашеской жизни. Мы знаем, что есть три группы призваний: к священству, к монашеству и к браку, то есть к семейной жизни. Почему-то сегодня это третье Церковь опускает. Не потому, что оно не имеет значения, неважно. Оно важно, Церковь не отрицает важность семьи, потому что в семье рождаются и священники, и монахи, и монахини. В семье они получают воспитание, и семья является домашней церковью, где человек в первую очередь получает свидетельство о вере от своих родителей. Но тем не менее, важны священники и важны люди, которые посвятили себя Богу. Потому что они укрепляют всех остальных словом, которым проповедуют, и жизнью, которой живут. Может быть, не всегда это хорошо получается, но призвание остается призванием, и стремление его исполнять в принципе должно быть и часто присутствует в большинстве из них. Поэтому Иисус Христос дал эту заповедь: «Идите и проповедуйте всем народам, проповедуйте всему творению».
Эту заповедь все верующие призваны исполнять, каждый в соответствии с тем призванием, которое он получил: в семье, либо как посвятивший себя Богу, в монашестве, либо как священник. И сегодня мы просим, чтобы те, на кого прежде всего, обращают внимание и Церковь и люди этого мира, которые верующими не являются, по-настоящему были примерами, были свидетелями Слова Божьего, были свидетелями Иисуса Христа, были верны Богу в своем призвании, были послушны Ему, были скорыми на исполнение Его воли, были самоотверженны, исполняя Его волю, служа Ему всем сердцем, всеми силами, и поэтому Церковь сегодня призывает нас к молитве о них. Молитве и обо мне тоже. Продолжим Святую Мессу с этими мыслями, с этим намерением будем жертвовать наши жертвы, особенно когда будем совершать Литургию Евхаристии.
О. Андрей Старцев
Прослушать проповедь можно по ссылке: Проповедь 12.05.2019 г.