Сегодня Церковь празднует это торжество Божьего милосердия. Милосердие значит, что Бог нас спасает. Спасает из той нищеты, в которой мы находимся – из нищеты греха.
Однако у нас проблема с тем, чтобы действительно принять Божье милосердие, чтобы согласиться с Божьим милосердием, чтобы позволить Богу реализовать Его милосердие над нами – лично надо мною. Потому что принять, что Бог ко мне милосерден, значит принять, что я грешник. И понять и принять, что Бог милосерден ко мне – это все больше понимать, что я нуждаюсь в этом милосердии, то есть что я слабый, что я грешник. Значит, чтобы нам по-настоящему праздновать, радоваться Божьему милосердию, нужно как можно глубже осознать свою собственную немощь, духовную нищету, бездну греха, в которой мы находимся. Проблема тогда в этом.
Сегодня мы читали Евангелие, когда Фома не поверил в воскресение Иисуса Христа, и можем также сказать, что мы не верим в Божье милосердие – потому что не хотим признать, что оно нам нужно, что мы в нем нуждаемся.
Праздник Пасхи, заключение Октавы, восьми дней празднования Пасхи… Что такое Пасха? Иудейская Пасха – это событие исхода в новую землю, как иудеи вышли из Египта. Целый народ, следуя призыву Бога, покинул страну. Ту страну, в которой он привык жить, где были свои радости и печали, но было привычно, и народ пошёл, куда – сам не знал, следуя за Господом. Бог призвал – они пошли.
Что чувствовали иудеи? О чем они могли думать, что их ожидает, каково их будущее? Наверняка это они воспринимали как авантюру, приключение, может быть: с одной стороны неизвестность, которая их ожидает, а с другой – надежда, нечто удивительное впереди. Однако в том была тоже проблема иудеев, что они были привязаны к тому, как протекала их жизнь в Египте.
То, что было с иудеями, происходит и с нами, христианами. Вот мы празднуем Пасху. Что это значит? Мы должны оставить старое, оставить насиженное место – но не в том смысле, что мы должны физически куда-то переместиться. Мы должны оставить это состояние, в котором нам уже привычно жить, которое является образом мыслей, устоявшейся у нас системой суждений – о себе самих прежде всего, то, чем мы себя считаем, что мы о себе думаем. Мы должны быть готовыми оставить всё плохое – с одной стороны, то есть оставить грех, – но с другой стороны, оставить даже то, что, может быть, само по себе плохим не является, но что мешает нам идти к лучшему, стать лучше, идти ближе к Богу. Значит – привычки, образ мыслей, убеждения. Те убеждения, которые являются мирскими, которые не от Бога, которые у нас выработались со временем, может быть, с детства, которые мы унаследовали от общества, культуры, от предков, которые не являются тем, чему Бог учит. То, что нам представляется удобным, к чему мы привыкли. Суждения о себе самих, об окружающих, о мире в целом. Оставить старое, чтобы обрести новое.
Наш духовный путь – развивающийся, прогрессивный. Прогрессивный в том смысле, что идет вперед. Нужно идти вперед, но это означает оставлять что-то сзади. И мы не можем сказать, что уже всего достигли. Я крещеный, хожу в церковь – мне хорошо и так, все, я все исполнил замечательно, больше некуда идти, я уже здесь. Да, мы уже здесь, но это «здесь» требует дальнейшего развития.
Наша сегодняшняя жизнь, жизнь в вере похожа на путь Израиля в пустыне. Прежде чем он попал в землю обетованную, которой по аналогии является для нас Рай, Израиль шел по пустыне сорок лет – это целая жизнь. Они вышли из Египта, пересекли, с чудесами, Красное море, принесли на Синае жертву Богу со всеми историями, которые там произошли, с тем чудом, что гора дымилась, когда на нее сошел Бог, куда вошел Моисей и сорок дней там с Богом разговаривал…
Но это было только начало. Они вышли, но были еще привязаны, привязаны к тому, как они жили в Египте, они вышли из рабства, но не очистились от духа рабства, не научились полностью доверять Богу. Стали роптать: а что мы будем есть, а мы не хотим идти в эту обетованную землю, там слишком страшно, там такие народы разные, они очень сильные, они нас всех уничтожат, а что нам есть, а что нам пить… Постоянно роптали на Бога, на Моисея, говорили: вот, хорошо нам было в Египте, там было у нас мясо, там было у нас все, мы ели, там был лук. Говорят иногда, что люди, которые мечтают вернуться к греху, – это как израильтяне, которые мечтали вернуться к луковицам египетским. Они это вспоминали как хорошую пищу, когда находились в пустыне. Пища рабства, пища греховная, можем сделать сравнение с жизнью духовной.
Так и мы еще учимся доверять Богу, учимся верить в Него, верить в Его воскресение, в наше освобождение, в Божье милосердие, принимать то, что мы нуждаемся в этом милосердии, нуждаемся в Его прощении. Поэтому и мы, подобно иудеям в пустыне, под руководством Божьим, должны очищать свои чувства, внутренние переживания, эмоции, привязанности, мысли, убеждения, желания будущего, свои мечты, которые часто абсолютно мирские, материальные, телесные, чтобы больше стремиться к тому, что Бог нам приготовил, идти вперёд за воскресшим Христом, оставляя старое, земное, думая и желая небесное.
Просим у Господа помощи в исправлении наших мыслей и желаний, наших путей, чтобы идти к нашему воскресению вместе со Христом воскресшим.
О. Андрей Старцев
Прослушать аудио можно по ссылке: Проповедь 28.04.2019