ЕВАНГЕЛИЕ Лк 22, 14 — 23, 56
Тайная Вечеря
[Е] Когда настал час, Иисус возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним. И сказал им: [Х] очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. [Е] И, взяв чашу и благодарив, сказал: [Х] приимите её и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие.
[Е] И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: [Х] сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. [Е] Также и чашу после вечери, говоря: [Х] сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом. Впрочем Сын Человеческий идёт по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предаётся. [Е] И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: [Х] цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете на престолах — судить двенадцать колен Израилевых.
Предсказание об отречении Петра
[Е] И сказал Господь: [Х] Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. [Е] Он отвечал Ему: [Д] Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. [Е] Но Он сказал: [Х] говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня.
[Е] И сказал им: [Х] когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? [Е] Они отвечали: [Н] ни в чём. [Е] Тогда Он сказал им: [Х] но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтён». Ибо то, что о Мне, приходит к концу. [Е] Они сказали: [Н] Господи! вот, здесь два меча. [Е] Он сказал им: [Х] довольно.
Гефсиманское борение
[Е] И, выйдя, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую. За Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: [Х] молитесь, чтобы не впасть в искушение. [Е] И Сам отошёл от них на расстояние брошенного камня, и, преклонив колени, молился, говоря: [Х] Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. [Е] Явился же Ему Ангел с небес, и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали. И сказал им: [Х] что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу
[Е] Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из Двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: [Д] Кого я поцелую, Тот и есть. [Е] Иисус же сказал ему: [Х] Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого? [Е] Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: [Н] Господи! не ударить ли нам мечом? [Е] И один из них ударил раба первосвященникова и отсёк ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: [Х] оставьте, довольно. [Е] И, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: [Х] как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы.
Отречение Петра
[Е] Взяв Его, повели, и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: [Д] и этот был с Ним. [Е] Но он отрёкся от Него, сказав женщине: [Д] я не знаю Его. [Е] Вскоре потом другой, увидев его, сказал: [Д] и ты из них. [Е] Но Пётр сказал этому человеку: [Д] нет! [Е] Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: [Д] точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. [Е] Но Пётр сказал тому человеку: [Д] не знаю, что ты говоришь. [Е] И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды». И, выйдя вон, горько заплакал.
Надругательства над Иисусом
Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: [Н] прореки, кто ударил Тебя? [Е] И много иных хулений произносили против Него.
Иисус перед синедрионом
И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион, и сказали: [Н] Ты ли Христос? скажи нам. [Е] Он сказал им: [Х] если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня. Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. [Е] И сказали все: [Н] итак Ты Сын Божий? [Е] Он отвечал им: [Х] вы говорите, что Я. [Е] Они же сказали: [Н] какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
Допрос Иисуса Пилатом
[Е] И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату. И начали обвинять Его, говоря: [Н] мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём. [Е] Пилат спросил Его: [Д] Ты Царь Иудейский? [Е] Он сказал ему в ответ: [Х] ты говоришь. [Е] Пилат сказал первосвященникам и народу: [Д] я не нахожу никакой вины в этом человеке. [Е] Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
От Пилата к Ироду
Пилат, услышав о Галилее, спросил: [Д] разве Он Галилеянин? [Е] И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался; ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. И предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду, и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою; ибо прежде были во вражде друг с другом.
Пилат желает отпустить Иисуса
Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: [Д] вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал, и не нашёл Человека Сего виновным ни в чём том, в чём вы обвиняете Его; и Ирод также: ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти. Итак, наказав Его, отпущу. [Е] А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
Освобождение Вараввы и предание Иисуса на распятие
Но весь народ стал кричать: [Н] смерть Ему! а отпусти нам Варавву. [Е] Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: [Н] распни, распни Его! [Е] Он в третий раз сказал им: [Д] какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём. Итак, наказав Его, отпущу. [Е] Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. И отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
Крестный путь на Голгофу
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: [Х] дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие».
Тогда начнут говорить горам:
«падите на нас»
и холмам:
«покройте нас».
Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
Распятие Иисуса Христа
[Е] Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: [Х] Отче! прости им, ибо не знают, что делают. [Е] И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: [Н] других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. [Е] Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: [Н] если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. [Е] И была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский».
Обращение благоразумного разбойника
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: [Д] если Ты Христос, спаси Себя и нас. [Е] Другой же, напротив, унимал его и говорил: [Д] или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. [Е] И сказал Иисусу: [Д] помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! [Е] И сказал ему Иисус: [Х] истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Смерть Иисуса Христа
[Е] Было же около шестого часа дня; и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: [Х] Отче! в руки Твои предаю дух Мой. [Е] И, сие сказав, испустил дух.
Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: Д истинно Человек Этот был праведник. [Е] И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Погребение Иисуса Христа
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова. И, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его. Возвратившись же, приготовили благовония и масти.
И в субботу остались в покое по заповеди.
*************
Эта двойная Литургия, можем сказать, или двойное воспоминание, которое сегодня мы совершаем, – с одной стороны, это воспоминание самого входа Христа в Иерусалим, а с другой – Его страстей. Тем самым мы как бы предвкушаем то, что будем праздновать в течение этой недели. То есть четверг, Страстную пятницу и субботу.
Вход Господень в Иерусалим – это праздник, Вербное воскресенье, которое мы празднуем. Праздник, который праздновали люди во время Иисуса Христа. «Осанна!» – восклицали они, радовались, шли со Христом. Праздновали по-настоящему. А потом – Христос остался практически один. То есть всем этим людям, стольким ученикам Христовым и прохожим, любопытствующим, которые были на этом празднике, которые пришли увидеть Иисуса Христа, стало неинтересно, и этот праздник, такой большой, что возмутил даже израильское начальство, возмутил первосвященника, возмутил иудеев, окончился смертью.
Праздник окончился смертью. Не происходит ли что-то похожее и в нашей духовной жизни? Поначалу праздник: мы приходим к Богу – праздник, молимся с радостью – праздник. Много праздника, радости – а потом постепенно все это, весь этот праздник, эта жизнь начинают быть как бы неинтересными. Как будто что-то умирает. Приходит разочарование, мы сами как будто умираем. Происходит что-то, что мы не понимаем, что вводит нас в смятение, а мы хотим праздника, хотим радости.
Но у праздника, можно сказать, есть две стороны или, например, на празднике есть два вида людей: есть те, кто приходит на праздник, то есть кто радуется, веселится. Если этот праздник становится длинным, затягивается, то со временем надоедает. Вспомним новогодние праздники. Целую неделю праздновать Новый год. Под конец уже как-то хочется на работу обратно вернуться или снова учиться. Каникулы даже, летние каникулы для студентов иногда затягиваются, как-то и надоедает уже ничего не делать, хочется обратно учиться. То есть праздники имеют эту склонность – надоедать, приедаться для тех, кто приходит и радуется.
С другой стороны, есть те, кто организует праздники. Кто организовывал праздники, знает, что это такое. Для них праздник – это крест, это труд, мало удовольствия. Радость, которую они могут испытать, – это когда праздники уже кончатся, это радость от исполненного долга – и усталость. Праздник, но какой-то другой праздник, на котором испытываем усталость, но где-то внутри радость от исполненного долга. То есть какая-то другая радость, не та, которую испытывали люди, которые приходили и праздновали: ели, пили, смеялись.
Мы хотим праздник. Но праздник чего? Праздник ради чего? Ведь праздник – просто праздник сам по себе – это нонсенс. Это, как у нас говорят, особенно для иностранцев, в русском языке есть такая поговорка: «cмех без причины – признак дурачины». Признак, что если ты смеешься, а причины нет, то ты дурак, да? Праздник без причины – это значит тоже что-то не так. Когда есть праздник, есть причина. Поэтому в празднике можно различить два аспекта: сам праздник как событие – то есть это радость, веселье, еда, вино, песни, пляски, танцы, развлечения, игры. Все это, если длинное, то оно надоедает. Можно так праздновать, например, неделю, и потом уже слишком много всего. Становится неинтересным. Это праздник как событие.
И можно сказать, что иудеи, которые шли с Иисусом Христом, что-то они хотели, но больше увлекли их всеобщий ажиотаж, всеобщая радость. И она прошла. Второй аспект праздника – это празднование события, то есть причина праздника. У Нового года есть причина – Новый год, одна дата меняется на другую. Мы понимаем, что прожили год: один год закончился, новый начинается – праздник жизни, в некотором смысле. Какой-то переломный момент: ожидание чего-то лучшего, изменений каких-то, благодарность за блага, которые были получены – то есть какая-то причина есть. День Победы – праздник Победы. Есть причина. То, что мы празднуем, то есть причина радости – событие, важность которого мы вспоминаем.
И я хочу странное заявление сделать, но, наверное, лучше всего в этом плане мы празднуем поминки. Потому что у нас есть ясное понимание того, что произошло. Мы серьезно празднуем: есть стол и все очень серьезные. Потому что то, что болит – утрата близкого, – обращает на себя наше внимание, заставляет об этом думать и помнить. А с другой стороны, воскресенье, воскресный день – это праздник. Что мы празднуем? Воскресение Иисуса Христа. Причина радости – вот, День Господень. Но помним ли мы о причине этого праздника? Или он нам надоедает: «ну, опять идти в церковь, опять то же самое, песни, чай – и по домам»?
Что тогда мы празднуем сегодня? Вернемся к сегодня. Это Вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос идет в Иерусалим. Зачем Он идет туда? Чтобы умереть на Кресте. То есть Он не шел в Иерусалим и думал, что все будет хорошо, а потом оказалось по-другому, да? Он знал, что будет. Иудеи сопровождали Иисуса Христа с радостью, с ветвями – красота! Зеленые пальмовые ветви, которые колышутся наверху – впечатление очень красивое. Весна, солнце – красота. Много радости. Идут с Иисусом Христом, как в другом Евангелии написано, до храма: заходят в Иерусалим, доходят до храма, Иисус Христос обходит храм, смотрит, что там, и потом уходит в Вифанию.
Храм – это место жертвоприношения, прежде всего. Его доводят до храма, сопровождают к Его жертве, куда Христос идет умереть на Кресте. Людям было радостно, весело и интересно лишь пока дело не дошло до сути, то есть до Креста. Ради чего шел Иисус Христос умереть на Кресте? Нам тоже интересно праздновать нашу веру, христианство, Иисуса Христа, Бога – быть со Христом, когда Он не требует от нас многого, когда все хорошо. Но когда Христос предлагает нам суть, самое дорогое, что у Него есть, самое важное – то есть Крест, Свою любовь, мы ударяем по тормозам и даже включаем заднюю передачу. Видим крест, начинаются какие-то трудности, страдания: «Ой! Ой! Ой! Что-то мне неинтересно… Здесь нехорошо, здесь меня не любят, здесь меня по головке не гладят, внимания мне не уделяют, я себя чувствую оставленным». Это одно из проявлений Креста. На Кресте никто по головке не гладил, на Кресте Христос Себя отдавал. Он давал нам искупление и прощение. Он делал, а не ждал, что Ему сделают.
Поэтому праздник, который мы начали с нашим крещением, с нашим обращением, с нашим приходом в Церковь, праздник нашей жизни, праздник нашей веры – это похоже на сегодня, на вход Иисуса Христа в Иерусалим. Мы идем в Иерусалим, идем в храм. Но в храме будет жертвоприношение. Этот путь ведет нас к кресту, к кульминации жизни Иисуса Христа на земле, кульминации нашей жизни. Ведет нас к смерти. И здесь речь идет не о смерти физической, но о смерти неупорядоченных наших желаний, страстей, привязанностей, нашего самолюбия, Он ведет нас к жертве, к жертвенности, к служению. Но смерть приводит к победе, к еще большему празднику.
Без Креста нет Воскресения. Без умирания для себя, умирания для мира, уже здесь, в этой жизни умирания, будучи мы еще живыми, не обрести нам того единения с Богом, которого мы желаем. Мы его желаем, иногда даже не подозреваем об этом, но мы желаем этого единения с Богом. Он нас для этого создал. Но без смерти для всего земного, без отречения не обрести нам небесного. Поэтому вместе со Христом направляем наши стопы, нашу жизнь в сторону Голгофы.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио проповеди можно по ссылке Проповедь 14.04.2019