Сцену, которую нам сегодня представляет Евангелие, можно по-разному смотреть. С одной стороны, она вызывает, можем сказать, беспокойство, а с другой стороны, – умиление. Вызывает беспокойство, потому что мы, видя, как люди захотели убить Иисуса Христа, сбросить Его с горы, вот так быстро взяли, пошли, повели Его на вершину горы, чтобы сбросить вниз. Ну, и Иисус Христос явил свое могущество и просто прошел посреди них и удалился. Показал, что Он нечто большее, чем они думали. Но если посмотреть со стороны Бога или глазами Бога, то эта сцена вызывает умиление. Потому что без улыбки на это смотреть невозможно, да?

Какие-то людишки решили схватить Бога, чтобы сбросить Его с той горки, на которой они живут, то есть чтобы Его убить. Что думал в этот момент Иисус Христос, не собираясь, пока не пришел Его час, умирать? Когда они Его взяли, схватили, потащили с серьезными намерениями, «Сейчас мы Его сбросим», все такие разозлившиеся, полные страстей, праведного гнева. Он смотрел, смотрел, позволил им довести Его до определенного места, до вершины, а потом ушел. Хватит с вами играть. Это странно, да?

Еще раз посмотрим на этих людей. Вначале пришел Иисус Христос в синагогу, начал им говорить, проповедовать. А они что? Вначале они требовали чуда. «Сотвори здесь то же самое, что Ты сотворил где-то там, что мы слышали, давай, чуда, чуда, чуда, еще, мы хотим чуда, мы тоже хотим увидеть чудо». Это напоминает то, как люди просят фокусов. Может быть, знаете отца Николая, американца, который служит в Алексеевке. Он умеет показывать фокусы, причем достаточно хорошо их делает. И когда у нас происходят встречи деканата, всегда появляется кто-то новый: или сестры новые, или священник, и это причина для того, чтобы все говорили: «Отец Николай, вот он еще не видел твои фокусы, давай, покажи нам фокусы. Фокусы, фокусы, фокусы, хотим фокусы! И отец Николай, который целый день чем-то занимался, уже уставший, говорит, ладно, берет свою сумку фокусника и давай фокусы показывать.

Напоминает все это детский сад. Детей в песочнице. Хотели чуда, чуда, чуда, и Иисус Христос говорит: «Не будет вам чуда!» «Ай, не будет чуда, не будет чуда, схватим Его, выбросим Его!» Схватили Его, как, может быть, маленькие дети из песочницы могли бы схватить за ногу взрослого и потащить его куда-то, чтобы что-то с ним сделать. Ну, взрослый поддался немножко, пошел с ними, потом сказал: «Ладно, хватит играть, я пошел домой, у меня есть дела поважнее». То есть вся эта ситуация напоминает песочницу, в которую случайно попал взрослый. И там куча малышей, какие-то у них там свои игры, заботы, какие-то радости, какие-то горести, кто-то там горько плачет, потому что не дали ему поиграть с чем-то или с кем-то, и так далее.

И об этом апостол Павел сегодня пишет, в том чтении, которое мы сегодня читали, он говорит: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил» (1 Кор 13, 11). Как говорят младенцы? Ну, маленькие дети, четыре года… По-разному. Мои племянники поздно начали членораздельно говорить, младший еще так говорит, не всегда понятно, что он хочет сказать. Родители уже привыкли, все понимают, разбираются, что он хочет, угадывают, а мне сложно. И что-то там хочет, что-то просит, принесет там какого-то трансформера, вот, собери, дядя, или еще что-то. Какие-то интересы, какие-то заботы, печали, что-то там сломалось – слезы, весь мир рушится. У младенцев – у них свой мир, они в нем живут, они в нем такие заинтересованные, они в нем и очень сильно страдают, и очень сильно радуются. Взрослые смотрят на это все со стороны и думают: «Ха-ха, ну, пускай играют, пускай занимаются своими вещами».

«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор 13, 11). То есть, есть вещи, которые проходят, есть вещи бóльшие, намного бóльшие. Есть вещи, которые Бог нам приготовил, которые нас ожидают в будущем, которые мы еще не понимаем. Мы знаем важные вещи, вот, вроде бы, в Церкви уже давно, мы понимаем, что важно. Важно молиться, когда молимся – бывают даже какие-то, ну, может, не откровения, но особые прозрения, и мы понимаем, что есть что-то такое, очень важное. Участвуем в Святой Мессе, знаем важность ее, важность Причастия, что мы принимаем во время Святой Мессы. Знаем, что-то понимаем. Понимаем теоретически, нам это сказали, мы в это верим, но понять по-настоящему, внутренне, сердцем…

Иногда что-то там мы угадываем. Божье милосердие, любовь Божью, исповедь (отец Габриэль сейчас ожидает)… Это как дети в песочнице, к которым приходят родители и пытаются что-то втолковать, что-то такое важное, взрослое, что это еще превосходит их разум. Иногда что-то до них доходит, они что-то там понимают – а потом забывают и снова возвращаются к своим заботам, снова у них свои радости, свои горести, свои причины для плача, для рева, свои заботы, свои печали.

Но это мы. Мы – дети в песочнице. И все наши проблемы, вся наша зависть, все, что происходит – это вот, как дети в песочнице. Завидуют друг другу, дерутся друг с другом, еще что-то, то есть из-за абсолютных мелочей, без причины. Взрослый скажет: «Ну что вы ведете себя так?» Если бы взрослые так себя вели, сказали бы «как маленькие дети». Но то, в чем мы варимся, что мы считаем важным, на что надеемся, от чего страдаем, в перспективе того, что нас ожидает, что Бог нам приготовил, – это все песочные забавы.

Апостол Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13, 12). Апостол Павел еще в другом месте говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, что Бог уготовал любящим Его» (1 Кор 2,9). О чем мы думаем, какие у нас планы, на что мы надеемся, о чем мы мечтаем?

Вот посмотрим, о чем мир мечтает, какие перспективы вообще видит, в чем будет счастье или что принесет благо нам, другим… Не знаю. Полетим на Марс, на другие планеты! Вот, будет великое достижение, построим лучшие ракеты или еще что-то, сделаем какие-то другие аппараты и будем летать туда, вот тогда будет хорошо, все будут счастливы, будет много интересного. Или сделаем летающие автомобили и будем летать на автомобилях, у каждого будет свой маленький автомобиль, который летает, вот, будет интересно, вот, туда полетел, дорог не надо будет, не надо будет зависеть от дорог и так далее. Или что-нибудь еще, фантастика разная.

Есть такая серия фильмов о Людях Икс, у которых есть сверхспособности: кто-то может превращаться во что-то, кто-то может передвигать какие-то большие вещи, тяжелые предметы, кто-то может читать чужие мысли… Апостол Павел об этом сегодня тоже пишет. Говорит так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, если имею дар пророчества, если имею такую веру, что и горы могу переставлять…»

Горы переставлять, вот это да!.. Или летать без разных приспособлений – вот было бы здорово! Было бы здорово, но быстро бы к этому привыкли на самом деле. Вот у кого сейчас нет смартфона – не так много людей. Еще пятьдесят лет назад узнав, что будет такая вещь, интернет или еще что-то, сказали бы: «Вот, будет здорово, вот, счастье-то настанет на земле!» Сейчас у всех есть – счастливы мы от этого, лучше мы от этого стали, стало нам от этого легче? Есть и есть он –  хорошо, что есть, и сложно, когда нет, но ничего не поменялось. Если бы был, например, Железный человек, вот, такой экзоскелет, который летает туда-сюда, вот, было бы хорошо. Ну, представим, что этого достигли и есть он, взял костюм, надел и полетел, прилетел, обратно вернулся, все то же самое, та же рутина, та же работа.

Это мечты детей в песочнице, которые думают: «О, было бы хорошо: у меня будут крылья, я полечу туда, сюда» и играют с игрушками – нет, это не просто машина, она не просто ездит, она еще и летает, и так далее. Дети в песочнице не знают, о чем мечтать, они не могут себе представить того, что есть вещи намного больше, намного прекраснее, что Бог уготовал, намного важнее. Песочница – этот мир, наши семьи – песочница, наш приход – песочница, есть настоятель – это ребенок, который чуть более продвинутый, он как бы лидер, ну, должен быть: когда получается, а когда нет, у него то же самое, тоже детские заботы, огорчения и мечты.

Что говорит апостол Павел в этом чтении: «Ревнуйте о дарах бóльших» (1 Кор 12, 31). То есть стремитесь к тому, что еще больше. Нам сложно к этому стремиться, потому что нам сложно это представить, нельзя представить того, чего мы еще не знаем. Это так велико, настолько велико, что думать об этом сложно, воображения не хватает. «Ревнуйте о дарах бóльших, и Я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор 12, 31). И Павел говорит, что нужно для этого делать. Любить. Любить Бога. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор 13, 1-2). То есть ребенок в песочнице. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13, 3).

И если мы думаем, что любим, апостол Павел говорит, что происходит, когда любит человек: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13, 4-7). Не завидует, не раздражается, милосердствует – и мы вроде бы, верующие люди, должны быть в этом примером, а получается практически то же самое, та же самая песочница с маленькими детьми, которые завидуют, раздражаются, борются с чем-то: кто первый прибежит, кто первый займет место, кто что. А мне не досталось, и я от этого в слезы и так далее.

Поэтому. «Не видел того глаз, не слышало ухо, что Бог уготовал любящим Его» (1 Кор 2,9). К этому, к тому, что Бог нам уготовал, и нужно стремиться. Ревновать о дарах бóльших.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 03.02.2019