Сегодня мы празднуем торжество Пресвятого Семейства, особый день, когда Церковь молится о семьях, о наших семьях, семьях верующих, христианских семьях, потому что Пресвятое Семейство является важнейшим примером того, к чему должны стремиться христианские семьи. Поэтому сегодня это также хороший день, чтобы совершить некоторые испытания совести, особенно для семей, и посмотреть, чего еще не хватает или к чему еще нужно стремиться. Испытание совести может иногда как-то вгонять в уныние, но на самом деле оно должно быть позитивным: иногда тем, кто готовится к исповеди, рекомендуют, чтобы не впадать в уныние, прежде всего благодарить Бога за все дары, которые получили, то есть за все то, что удалось, и потом уже думать о том, какие были ошибки и какие грехи кто совершил. То же самое. Когда мы смотрим на свои семьи или на свои обязанности в семье, то хорошо благодарить за то, что уже получается, за то, что уже исполняем, ну и посмотреть на то, в чем мы еще не совсем хороши, как на задачу, как на то, что нужно будет потихоньку еще исполнять, чего нужно еще достичь нашим семьям. А для этого хорошо обратиться к тому, что является основами, и почитать такой хороший документ Церкви, который называется «Катехизис католической церкви» с тем, чтобы действительно посмотреть, что в семье важно, что должно исполняться.
О семье в Катехизисе много написано в разных местах, но мы возьмем то, где говорится о домашней церкви: семья как домашняя Церковь. Церковь так пишет в Катехизисе: «В наши дни, в мире зачастую чуждом и даже враждебном вере, верующие семьи играют первостепенную роль» (ККЦ 1656). То есть сейчас мир, в котором мы живем, чужд вере, то есть для веры он чужой, вера для него чужая. Он часто даже враждебен вере, поэтому мы говорим, что в этом мире особую роль играют проповедники, еще кто-то, но на самом деле важнейшую роль играют семьи. Семьи верующих, которые являются очагами «живой и лучезарной веры» (ККЦ 1656).
Очаг живой веры. Что такое очаг? Очаг – это огонь в доме, например, камин, очаг, из которого исходят тепло и свет. Используем этот образ. Значит, верующая семья в этом мире – это очаг, то есть в ней должна пылать любовь, в ней должна пылать и вера, которая освещает все. Христианские семьи призваны быть очагами, то есть источниками такой веры, которые освещают то, что находится вокруг, тех, кто находится вокруг нас, дает им тепло, излучает веру. «Поэтому Второй Ватиканский Собор дает семье древнее наименование: домашняя Церковь» (ККЦ 1656).
Что такое домашняя Церковь? Это не значит, что в доме есть часовня. Что такое Церковь, мы себя спросим, а потом можем сказать: «А это домашняя Церковь. То есть семья». Церковь к чему призвана? Церковь – это не только место, где мы молимся, Церковь – это сообщество верующих, которые живут в любви, призванной распространять Царство Божие. И когда мы добавляем прилагательное «домашняя», то понимаем, что семья – это место – да, молитвы, это место любви между членами семьи и также источник распространения веры в этом мире.
«В лоне семьи родители должны быть для своих детей первыми наставниками веры» (ККЦ 1656). То есть, прежде всего от кого дети получают веру? Они не получают ее в церкви, от сестер, от священников, они получают ее от родителей. Родители – это первые наставники веры. Первые не только по времени, то есть которые первыми начнут говорить о вере, а по ответственности в отношении своих детей. Первые наставники веры «словом и примером» (ККЦ 1656), то есть нужно и словами об этом говорить, и примером быть для детей, и «благоприятствовать призванию каждого из них, особенно духовному» (ККЦ 1656). То есть помогать, чтобы дети открыли то призвание, которое есть у каждого из них от Бога, особенно если это призвание духовное. К сожалению, как в России, так и в странах преимущественно католических, часто случается, что родители вроде бы верующие люди, которые каждое воскресенье ходят в церковь, но даже тогда могут препятствовать своим детям, например, пойти по духовному призванию: монашество или священство, и не отпускают, и не просто не отпускают, а если дочь или сын ушли, то едут за ними, чтобы вернуть. И иногда это даже получается.
В этом смысле очень примечателен этот отрывок Евангелия, который мы слышали. Отрок Иисус, Который остается в храме. Так объясняет святой Августин: когда Мария сказала: «Отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя» (Лк 2, 48), – то есть о том, что нам больно, что мы Тебя потеряли, что Ты не с нами, что мы Тебя не находим, мы Тебя ищем, хотим, чтобы Ты был с нами. И Иисус отвечает: «Вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2, 49). То есть быть в храме, который является храмом Божьим, храмом Его Отца. И святой Августин объясняет, что Иисус не хотел быть сыном Марии Девы настолько, чтобы не было ясно, что Он Сын Божий. То есть то, что Он Сын Божий – это больше чем то, что он сын Марии.
Поэтому важно понимать приоритеты. И в семье, обычной христианской семье, родители тоже должны понимать, что их ребенок, их дети, прежде всего, не их дети, а дети Божии, и нужно заботиться не столько о том, чтобы дети были с родителями, сколько о том, чтобы их дети были с Богом. Таким образом, в семье, в домашней Церкви взращиваются новые дети Божии.
Дальше пишет Катехизис: «Именно здесь осуществляется преимущественным образом священство крещеных» (ККЦ 1657). Если кто-то помнит, что такое священство крещеных. Каждый крещеный человек в силу своего крещения, является священником, участвует в священстве Христа. Что это значит? Что он может молиться, обращаться к Богу, заступаться за других, молиться за других, приносить свои жертвы. То есть как священник Христос.
А в семье это служение совершается по преимуществу, то есть особым образом и главным образом – отец семейства, матери, дети, все члены семьи осуществляют это священство через принятие Таинств, то есть участвуя в Таинствах Церкви, прежде всего, в Евхаристии; через молитву, то есть молясь и молясь особым образом вместе, не каждый по одиночке. В церкви мы совершаем совместную молитву, если семья – это домашняя церковь, нужно тоже молиться и главным образом вместе. Понятно, что каждый молится и отдельно. Через молитву, через благодарение, то есть вместе благодарить за полученные блага. Через свидетельство святой жизни, через самоотвержение, то есть, через жертвы, которые совершают супруги в отношении друг друга, родители в отношении детей, и дети учатся в отношении своих родителей тоже совершать какие-то жертвы: помогать, от чего-то отказываться ради блага всей семьи. И через действенную любовь. Действенная любовь как раз особым образом в жертвах и проявляется. Таким образом, семейный очаг, этот огонь семьи – первая школа христианской жизни. Первая по преимуществу, в которой прежде всего христианин учится христианской жизни, и первая по времени, потому, что ребенок в первую очередь учится там, в семье.
Это богатейшая школа для человечества, и как очаг веры, которым является семья, она освящает не только себя саму, но и мир, в котором находится, она является школой и для всего человечества, то есть для окружающего мира. Именно здесь, в семье, учатся выносливости в труде – то есть трудиться и не унывать. Учатся и радости в труде, учатся братской любви, особенно лучше учатся, когда братьев несколько: если ребенок только один, то сложно научиться братской любви. Учатся щедрому прощению – уметь прощать, забывать обиды, прощать обиды, прощению многократному – значит уметь прощать постоянно. А прежде всего, в семье учатся поклонению Богу в молитве и жертве собственной жизни.
Семья – малая Церковь. То, что мы должны приобретать в Церкви, особым образом, мы также должны приобретать в семье. Поэтому сегодня Церковь особым образом призывает нас к молитве о христианских семьях, о наших семьях, о тех семьях, которые есть в нашем приходе, дабы они все ближе становились к этому идеалу – идеалу Пресвятого Семейства.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 30.12.2018