ЕВАНГЕЛИЕ Мк 12, 28b-34

В то время: Один из книжников подошёл и спросил Иисуса: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

 

Строки этого Евангелия, с помощью вопроса, который задали Иисусу Христу, подвигают нас к тому, чтобы задуматься о самих себе. Исполняем ли мы эту самую важную заповедь, то есть любим ли мы Бога? В заповеди сказано о том, как нужно любить Бога: любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всей крепостью. То есть нужно любить Бога очень сильно, как мы можем сказать. Любим ли мы Бога? Что это такое? О чем идет речь ? Что такое вообще любовь?

Мы можем понимать: любим или нет, но сложно описать, что такое любовь. Когда описывают любовь, то говорят, во-первых, о том, что любовь может быть разной. Можно говорить о любви, как об эмоции, которую мы переживаем. То есть о какой-то очень сильной склонности, очень сильном стремлении к чему-то, то есть наклонности к чему-то, чувственной эмоции. Но когда речь идет о Боге, мы не можем говорить прямо о чувствах, потому что чувства направлены на вещи, которые можно ощущать, а Бога мы не можем ощутить, потому что Он нематериальный. Тогда речь идет о любви, как о разумной способности, которую мы называем волей. То есть это стремление к Богу, желание Бога, склонность к Богу.

Что же это такое – любовь? Есть те, кто объясняет любовь. Богословы, которые говорят о любви, особенно о любви к Богу. Любовь – это, с одной стороны, единение с тем, что мы любим, то есть она стремится к тому, чтобы объединиться с тем, что любим. Например, если мы немного перейдем на вещи даже материальные, на чувственные, и на любовь как чувство, то предположим: если я люблю мороженое. О чем это говорит? Что меня тянет к мороженому, определенному мороженому, то есть я хочу с ним соединиться. То есть как соединиться? Съесть его, чтобы оно было внутри, ощущать вкус. Любовь требует единения, только она направлена на любимого человека.

Любовь есть также некоторое приспособление к тому, что мы любим, особенно когда мы говорим о людях. То есть, если у человека есть любимый или любимая, у которого свои нравы, свои привычки, то когда мы любим другого человека, мы приспосабливаемся к тому, какой он есть, и меняем свои привычки, меняем свое поведение, чтобы угодить тому человеку, которого мы любим. Любовь приспосабливается к объекту любви.

Любовь, например, также можно отличить от познания. Когда мы познаем, – говорит Фома Аквинский и вообще богословы-схоласты, – то забираем себе ту вещь, которую мы познаем, то есть она входит в нас некоторым образом. Мы теперь ее знаем, есть ее образ, память о ней в нас, то есть, она существует сама по себе, но каким-то образом мы делаем ее своей.

Но с любовью не так, любовь, наоборот, действует. То, что мы любим, делает нас своим, то есть мы склоняемся к тому, чтобы преобразоваться, преобразиться в то, что мы любим. Это интересные свойства. Поэтому, например, мы можем различать. Представим себе группу кошатников, людей, которым нравятся кошки, и у которых есть какие-то определенные характеристики. Мы можем их себе представить как некий образ. Потому что, любя кошек, они некоторым образом приспосабливаются к ним. То есть меняется их нрав в том числе, по-разному. То есть то, что мы любим, преобразует нас. Мы преображаемся в то, что любим. Поэтому были некоторые философы, которые говорили иногда немного странные вещи, например: «Человек есть то, что он ест» (Пифагор). То есть в то, что ему нравится есть, он и превращается. Немного, наверное, сильное упрощение, но тем не менее. То, что мы любим, нас преображает. Если человек любит плохие вещи, преступные, то он сам преображается и становится подобным тому, что он любит.

Любим ли мы Бога? Об этом мы можем сказать так: какое место в моей жизни занимает Бог? Люблю ли я Его? Если мы зададим подобный вопрос о мороженом: «Люблю ли я мороженое?», то можно сказать: «Ну, иногда люблю, иногда не люблю. Нравится мне фисташковое, не нравится мне фруктовое или наоборот, нравится мне летом, но не так сильно нравится зимой». И подобное можно сказать о разных вещах. Мы любим их более-менее.

А как мы любим Бога? И может случиться, что мы и Бога любим более-менее. Иногда мы любим Его. Особенно, когда нам очень нужна помощь. А когда у нас все в порядке, мы о Нем не помним, и можем сказать: «Он нам сильно и не нужен, нам и так хорошо». Если мы так думаем, если так получается в нашей жизни, то можем сказать, что мы Бога не любим, не сильно любим, не любим так, как Он этого заслуживает. Потому что если, когда нам хорошо, мы о Нем не вспоминаем, не думаем, то значит, мы Его любим не ради Него Самого, а любим просто самих себя и бежим к Богу, когда нам нужна помощь. Только и всего.

Как же полюбить Бога? Бога надо любить всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью, всеми силами, всеми чувствами в том числе. Понятно, что чувства Бога не достигают, но когда мы Его любим, они за нами идут, они тоже к этому присоединяются.

Как любить Бога? Как Его возлюбить? Нужно понять, что Он достоин любви, что Он есть великое благо, что Он есть величайшее сокровище, что Он – все для нас. Чтобы любить Его, как всё. Любить Его всеми силами, всем разумом.

Святой Игнатий Лойола в духовных упражнениях специально в самом конце поставил созерцание о том, чтобы достичь любви, чтобы полюбить Бога, как можно сильнее. И он говорит, что нужно просто вспомнить, кто такой Бог, что Он для тебя делает. Например, вспомнить полученные благодеяния, вспомнить, что Бог меня создал. То есть то, что я есть – это благодаря Ему. Вспомнить, сколько Он сделал. Священное писание передает, сколько Бог делал, чтобы приготовить приход Иисуса Христа и чтобы Сын Божий стал человеком. Сколько сделал Он в искупление, Он меня искупил. Вспомнить, что я получил. Я получил Дар веры, Дар Церкви, получаю Дар Святого Причастия, отпущения грехов – сначала в крещении, теперь и на исповеди. Я столько всего от Бога получаю: даров духовных и материальных. Те дары, что у меня есть – здоровье и вещи – они существуют, потому что Бог их создал и в Своем провидении сделал так, что они у меня есть. Все, что у меня есть, Он мне дал.

И Он готов дать еще больше, а еще Он готов дать Себя Самого. И не просто готов, а жаждет этого, жаждет, чтобы мы получили Его самого. Дарует нам Себя Самого. Нужно вспомнить об этом, перебирая дары, один за другим, как мы моем вспоминать о каком-то любимом человеке, пользуясь тем, что мы находимся в эти дни, когда вспоминаем о наших усопших, вспомнить о ком-то нам дорогом и перебирать воспоминания, все добрые моменты, что мы от него получили. И тогда оживает наша любовь к нему.

Чтобы наша любовь к Богу пробуждалась, нужно помнить о тех дарах, которые мы получаем. Вспомнить о том, что Он постоянно трудится ради нас, работает, пребывает везде, никогда нас не оставляет, постоянно видит нас, постоянно заботится в Своем провидении, в Своем промысле о нас. Здесь и сейчас Он меня любит, трудится ради меня. Работают вещи, потому что Бог дает им такие способности. Худо-бедно, но работает мое здоровье, существую я, потому что Бог дает мне эти способности. Все добро, которое я делаю, – Бог дает мне эти способности. Если меня за что-то благодарят, нужно вспомнить: «Я мог сделать это добро, потому что Бог дает мне способности и желание делать добро. Бог так ради меня старается, столько ради меня делает».

И тогда, – говорит Святой Игнатий, – поразмыслив обо всем этом в тишине, следует обратиться, подумать: «А что я должен сделать со своей стороны в ответ по отношению к Богу?» И предлагает эту молитву, которую вы, наверное, все слышали:

«Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю, все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все сие, Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно».

Видя, как Бог нас любит, мы сами начинаем любить Его. Чтобы увидеть, надо посмотреть на это. Чтобы осознать, как Бог нас любит, и полюбить Его, нужно вспоминать о том, что Он для нас делает. И тогда мы сможем все больше и больше возрастать в любви к Нему/

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь о. Андрея 04.11.2018