Спросил учеников Своих Иисус: «о чём дорогою вы рассуждали между собою» Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк 9, 34). Иисусу Христу это явно не понравилось: то, что делали апостолы, о чем они говорили, тем более, что это было после Его Преображения на горе Фавор, тем более, что после Преображения он учил о том, что Ему должно пострадать и умереть на кресте. И ученики должны были проявить какую-то догадливость, чтобы понять, что вопрос о том, кто из них больше, не является вопросом, которым нужно озаботиться.

Ученики, апостолы ссорились между собою, решая, кто из них больший, завидовали друг другу. Могли завидовать трем апостолам, которые поднялись на гору вместе с Иисусом Христом, и которые были свидетелями Его Преображения, хотя они никому ничего не должны были рассказывать, и наверное, все-таки не рассказали. Но предпочтение троим у остальных явно вызвало зависть и споры. И об этом сегодня говорит второе чтение. Чтение из послания апостола Иакова – у него только одно послание, – где он говорит следующее: «Где зависть и сварливость», – то есть споры – «там неустройство и всё худое» (Иак 3, 16).

То есть явно апостол, помня, что сам так поступал, что сам был среди тех двенадцати, которые спорили между собою, пишет в том числе и по собственному опыту. Хотя слова его вдохновлены Святым Духом: «Где зависть и споры, там неустройство и все худое». Эти слова мы можем применять к себе самим, совершая испытание совести и смотря на то, как часто мы завидуем и спорим. Спорим между собою в приходе, завидуем друг другу в приходе. Но не только среди христиан, не только среди нашей общины, но и по жизни в целом: сколько мы спорим, сколько мы завидуем.

Продолжает апостол Иаков, говоря: «Но мудрость, сходящая свыше» (Иак 3, 17). Мудрость, которая сходит свыше, – другая. Что такое мудрость? Есть одно определение: мудрость – это искусство жить по обретенному смыслу. То есть, когда человек осознает смысл жизни и живет согласно этому смыслу, его жизнь органична. Его внутренняя жизнь, его устремления, его желания – они все наполнены этим смыслом. Когда мы говорим о христианах, то понятно, что мы имеем в виду. Это Бог, это Христос. Смысл жизни – войти в общение с Ним, с Богом, обрести жизнь вечную, которая намного превосходит нашу земную жизнь. Чтобы дойти туда, нужно жить соответствующим образом: во-первых, жить молитвой, а во-вторых, жить по заповедям Божьим, то есть по воле Божьей.

Мудрость, сходящая свыше, – это то видение, то искусство жить, которое дает Святой Дух, дух мудрости. Эта мудрость, которая сходит свыше, – перечисляет апостол Иаков – во-первых, чиста, потом мирна (то есть исполнена миром), скромна (то есть не кичится, не возвышается над другими, не гордится), послушлива (то есть не стремится командовать другими, но скорее слушаться Бога и ближнего в том, что является правдой, истиной), полна милосердия (то есть не обижается, но с милосердием относится ко всем), полна добрых плодов, беспристрастна (то есть не смотрит на других людей с пристрастием, со страстями) и нелицемерна (то есть не двоедушна, относится ко всем одинаково хорошо).

Эта мудрость, это искусство жить по-христиански – то, чему мы должны учиться. Продолжает апостол Иаков: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак 3, 18). Плоды правды, плоды истины, плоды жизни в истине, жизни в Боге бывают у тех, кто хранит мир. Значит, если воевать, если спорить, завидовать, то истина не принесет плодов, даже, если мы ее знаем. Значит, вера наша будет бесплодной и, как говорит тот же апостол Иаков в другом месте своего послания: «вера без дел мертва» (Иак 2, 20).

Продолжает в этом послании апостол Иаков: «Откуда у вас вражды и распри?» (Иак 4, 1). Откуда они берутся, почему вы враждуете и между вами раздоры, споры – не отсюда ли, от вожделений ваших? Что это за наши вожделения? Это страсти, эмоции, вещи, к которым мы привязаны и за которые боремся, «от вожделений ваших, воюющих в членах ваших» (Иак 4,1). Те страсти, эмоции, которые воюют, лишают нас внутреннего мира, пребывают в нас самих, в нашей душе, в нашей жизни. Желаете — и не имеете, поэтому страсти, жизнь, наполненная неуправляемыми эмоциями; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете, и не имеете, не достигаете того, ради чего враждуете с другими; не имеете, потому что не просите (не просите у Бога). «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4, 3). То есть даже и молитвы наши, и то, с чем мы обращаемся к Богу, наши желания тоже могут быть рабами наших страстей, наших вожделений, когда мы хотим, как и апостолы, быть в чем-то первыми.

Поэтому, слушая эти строки Евангелия, смотрим и на себя самих, чтобы найти в себе эти моменты, эти искушения, эти страсти, эти эмоции, которые нами движут, чтобы не поддаваться им, чтобы раскрыть их войну внутри нас, чтобы противостоять им, чтобы, наоборот, стремиться обрести внутренний мир, обрести ту мудрость, то искусство жить согласно обретенному смыслу. Смыслу, которым является Сам Христос, в котором заключается наша сегодняшняя жизнь и жизнь вечная.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 23.09.2018