Это размышления, возникшие во время и после поездки на вечные обеты с.Кристинопильской. Предлагаются вашему вниманию для совместного размышления о нашем приходе.
Смотрела давным-давно один украинский (кстати!) мультик про Капитошку, где у одного из главных героев – волчонка была книжка «Яким повинен бути вовк». Это название без привязки к смыслу пришло мне в голову во время поездки на запад Украины только уже применительно к себе и своим единоверцам. Я смотрела по сторонам, слушала и понимала, каким должен быть христианин. И каким в современных условиях должно быть взаимодействие общества и Церкви. По мне, чем дальше Церковь от власти, тем она ближе к Богу, но можно взаимодействовать с государством через общество. Ибо только власть обычно считает, что государство – это они, а на самом-то деле не так. И когда органы опеки, например, обращаются в Ивано-Франковский «Дом милосердия», чтобы пристроить ребёнка из трудной семьи, чтобы не отправлять в государственный же приют и дать шанс родителям опомниться, не лишая их прав – то да, за такое сотрудничество Церкви и государства я выступаю тоже. Ибо вижу результаты. И тут же возникает вопрос, почему в Казани не прижился даже Каритас? Во многих городах России эта организация делает то же, что и в увиденных мной областях Украины, но вот в Казани почему-то не сложилось. То, что у нас в приходе называется «Каритас», больше похоже на склад забытых вещей где-нибудь на вокзале. Приходят люди, которым что-то удаётся подобрать, или иногда не удаётся. Кто-то приходит за продуктами, и они почти всегда есть для пары человек, но системного чего-то для помощи нуждающимся не только материально, не появляется. Когда-то было по-другому, говорят, но тот Каритас давно закрыли. Поэтому его отсутствие не было для меня проблемой. Я не видела другого. Услышала первый раз в Марксе, где сёстры-евхаристки рассказывали о своей работе с детьми, в Саратове, где епископ лично поехал уговаривать девочку, опекаемую евхаристками в Марксе, не бросать школу на последних метрах дистанции. А в Ивано-Франковске увидела это самое другое. И после поездки возникли вопросы: почему нет, почему закрыли, а не стали менять и решать проблемы и как что-то подобное украинскому опыту сделать у нас сейчас. Нам рассказывали в Ивано-Франковске, что когда начинали – не было понятно, как точно всё это будет, но с ними был Тот, у Кого уж точно есть план. Так и с нами Он же! Почему в небольшом украинском городке получается, а в большой Казани – нет?
Мы видели в Доме милосердия волонтёра-водителя, который (точнее, которая) отвозит детей в школу и забирает их обратно, старшеклассниц, дежурящих по кухне, раскладывающих обеды и убирающих потом весь этот бардак от 35 активных юных едоков, не совершая при этом никакого внутреннего подвига, десятилетнюю девочку, умеющую обращаться с малышнёй лучше всяких взрослых, сестёр, круглосуточно заботящихся обо всех этих трудных ребятах разного возраста. И у нас ведь возможно всё это. Или нет? У нас люди какие-то другие или что? Я вот не могу понять. А другого-то прихода у нас нет. Ни для себя, ни для Бога.
В общем, когда собиралась в поездку, то думала, что еду выдавать замуж с.Кристинопильску и погулять по давно желанному Львову, и совсем не предполагала, что главным окажется другое – встреча со своей, но другой Церковью – вселенской, апостольской… и с местом в ней Христа.
Итак, 06 мая. – Ивано-Франковск. Приехали мы поздно вечером и знакомиться с городом начали уже на следующее утро. 6 мая – воскресенье, а значит, что? Правильно, Святая Месса. Точнее, Служба Божа в соборе Кирилла и Мефодия, так как мы были в регионе, где основное население – греко-католики, то есть католики византийского обряда. Я впервые была на таком богослужении.
Потом нам показали строящуюся начальную школу. Это будет католическая гимназия. Вот здесь подробнее написано, какой будет школа: Читать далее на украинском языке. Гимназия будет принадлежать женскому монастырю сестер нашей конгрегации – Служительниц Господа и Девы Марии из Матары (монашеская семья Воплощенного Слова). Дети будут получать полное среднее образование, изучать греческий, латынь, современные языки, философию и религиоведение.
Инициаторами реализации проекта стали дети, которые проживают в Доме Милосердия в селе Криховцы Ивано-Франковского района, христианские семьи, которые помогают сестрам в их нелегком труде. Люди понимают важность получения детьми хорошего христианского образования. Все надеются, что эта гимназия соединит в себе хорошее общее и христианское образование, что будет только на пользу и самим детям, особенно тем, которые проживают в Доме Милосердия, и тому миру, в котором детям предстоит жить.
На первый этап работ пожертвовал деньги один человек – Зенон Балан. Вот, табличка об этом. На продолжение строительства деньги ищутся.
Дом Милосердия Святого Николая, в котором живут 35 детей, оказавшихся в непростых жизненных обстоятельствах, как сейчас обычно говорят, а попросту оказавшихся у родителей, неспособных в настоящее время их растить, как раз и стал следующим пунктом нашей насыщенной программы в этот день. Сестры конгрегации Служительниц Господа и Девы Марии из Матары опекают этих детей, не давая пропасть во всех смыслах этого слова.
6 мая в Ивано-Франковске – день города, поэтому мы пошли гулять с младшими детьми. Старшие были отпущены гулять самостоятельно. Дети с нетерпением ждали воздушных шариков и мороженого, а мы – возможности быть хоть чем-то полезными нашим гостеприимным хозяевам, так как основные помощницы сестер из Дома Милосердия- новиции – были на духовных упражнениях, проводимых о.Иезекиилем, настоятелем из Ульяновска. Девочка в изумрудном платье – та самая четвероклассница, которая управляется с малышнёй одной левой. Но на прогулке она была обычным ребёнком, что вполне естественно.
Ну и любимец детской публики, где бы ни появлялся, о.Габриэль и тут не ударил в грязь лицом 🙂
Сёстры приглашали нас приезжать ещё уже в качестве волонтёров, чтобы помогать им с детьми. И даже не тем, чтобы готовить-стирать-убирать – это дети делают сами, в соответствии с возрастными возможностями и способностями каждого. Помощь нужна в обучении детей чему-нибудь, что умеешь сам, в распознавании нужд каждого ребенка с тем, чтобы ему легче было в дальнейшем сделать выбор профессии, в обычном общении – ведь не у всех детей есть старшие друзья, которым можно было бы доверить специфические и очень важные для ребенка мысли и переживания. Мысли приехать, как это сделали ульяновские прихожане после вечных обетов с.Вседивы, сразу же возникли. Но ведь что-то подобное, наверняка, нужно и детям из нашего города и прихода. Возможно, семьям с детьми из нашего прихода такая помощь тоже пригодилась бы. И я бы попросила их не стесняться просить о помощи вслух. Если тот, к кому обратятся за помощью, не сможет помочь сам, то сможет найти кого-то, кто сумел бы помочь в конкретной надобности. Может быть, наши прихожане не слишком доверяют друг другу по каким-то причинам, поэтому, например, не просят молитв у прихожан. А ведь это очень важная часть из жизни общины. Давайте попробуем молиться друг за друга открыто. Например, по пятницам, молитвой святого Розария после Мессы. И совместная молитва может привести к другой помощи друг другу, потому что о ней будет проще попросить.
Сестры опекают не только детей. Есть ещё один Дом Милосердия, в который мы ездили на следующий день, 7 мая. В Горохолино. Там живут мамы с детьми, по разным причинам живут: рано родила, не очень здорова психически, некуда пойти. Живут сколько нужно, никто не выгонит на улицу, но самостоятельность поощряется, разумеется. Фотографировать мы не стали, сложные там семьи. Фото с сайта провинции.
А ещё есть дом, опекаемый сестрами конгрегации, где живут пожилые люди. Привычнее было бы сказать – дом престарелых. В Тернополе сестры заботятся о нескольких одиноких женщинах с проблемной психикой. То есть Церковь заботится о разных людях, о которых некому позаботиться больше: о детях, об одиноких матерях с детьми и о пожилых людях. Это такая цельная картина мира, из которой никто из обездоленных не выпадает.
А за всех этих деятельных сестер и их подопечных молятся сестры из созерцательного монастыря в Бурштыне. Очень логичная и почти идеальная картина мира. Особенно, если христиане-миряне тоже принимают в этом участие.
Сёстры провели нам экскурсию по своему монастырю, но ни одной фотографии у меня нет. Вероятно, мы с попутчиками были слишком поражены увиденным. Попробую объяснить, используя фотографии с их сайта. Вот эта скромная монахиня – с.Едности, лица которой мы не видим, занимается тем, для чего родилась, – рисует.
Рисует вот для этой книги:
Вот, посмотрите, как деликатно
Профессионального художественного образования у с.Едности нет, как нам сказали, а вот дар явно есть. Вот она слева, кстати
И не только иллюстрации, но и все иконы в новициате написаны ей. Тоже очень деликатные, но не сахарные. Поэтому мы и забыли про телефоны
И статуи
Страшное оружие с.Едности
Автопортрет
Хороший сайт, кстати, очень информативный. Рекомендую http://www.lastivky.org/
Итак, всё хорошее имеет свойство заканчиваться, но очень надеюсь на продолжение этой поездки в размышлениях и делами. Очень хочется вместе с прихожанами помочь нашему приходу стать частью именно такой Церкви, какую я увидела в не самом большом украинском городе Ивано-Франковске и его пригородах. Приглашаю всех к размышлению и диалогу.
Заключение:
В посте были использованы в основном не мои фотографии. За глаза, которые видят то, что надо, за руки, которые растут из того места, что надо, благодарю в произвольном порядке:
Андрея Бигуна, Богдана Павлишина, Элеонору Косточкину, о.Габриэля Вергани, Фотографов из новициата бл.Иосафаты Гордашевской https://www.facebook.com/monastyr.lastivky/?hc_ref=ARTe5PHNZCkL7knmBTntHph2GmKVUnW3C2GycMrwpXyQyqVA3w_-A-0H8kfQIAC9KVk и сайта провинции http://www.lastivky.org/
Маргарита Якубович