Сегодня Церковь празднует второе воскресение Пасхи. Воскресение Божьего Милосердия. Сегодня Церковь призывает нас к размышлению о милосердии Бога по отношению к нам, а также о том милосердии, которое мы сами должны проявлять по отношению к нашим ближним.

Почему именно это воскресение? Наверное, потому, что Евангелие сегодня повествует также о Божьем милосердии в двух смыслах, можно сказать. В первом – потому, что мы слышим, как Иисус Христос устанавливает таинство исповеди, обращаясь к апостолам и говоря: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» [Ин 20.22-20.23]. И церковь испокон веков это сохраняла, именно как установление таинства исповеди или примирения с Богом. Исповеди, которые совершаются в храмах, – как и сегодня у нас совершаются, и кто еще хочет исповедоваться, может пройти в исповедальню, там отец Габриэль ожидает для того, ожидает,  как бы раздать это Божье Милосердие. Милосердие, которого у Бога в избытке для нас, грешников. И второй момент, который виден сегодня в Евангелии, Милосердие Христа – это Его Милосердие по отношению к апостолу Фоме. Апостолу, который не хотел верить в Него, но мы смотрим, с какой теплотой разговаривает с ним Христос, и как возвращает его от неверия  вновь к вере. То есть возвращает его к  Себе, возвращает Фому к Богу.

Что же такое Милосердие? Согласно определению толкового словаря Дмитриева, «милосердие – это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть, проявить сострадание», – такое толкование дается в одном из словарей. Святой Фома Аквинский, когда говорит о милосердии, тоже дает ему определение, которое можно примерно так сказать. Он говорит:  «Когда мы говорим о ком-то, что он милосерден, то есть о человеке, что он милосерден, то что мы имеем в виду? Что человек имеет милостивое сердце, которое испытывает грусть при виде беды другого человека, потому что воспринимает беду другого человека как свою собственную, и это переживание, это сочувствие подвигает человека помочь другому, избавить его от той беды, в которой он находится». То есть избавить ближнего из той беды, в которую тот попал, как если бы это была своя собственная беда. То есть это плоды милосердия. Поэтому в милосердии можно различить, с одной стороны, сочувствие, то есть переживание, чувства, а с другой стороны,  можно увидеть действие, то есть плод милосердия, а  именно помощь ближнему, избавление от зла, в которое попал другой человек.

И тогда мы взглянем на Бога, на Милосердие Божье. Мы знаем, что Бог Милосерден. Почему Он Милосерден? Потому что избавляет от беды.  Бог есть источник всех благ. Он помогает людям достичь этих благ. Самое главное благо для человека – это общение с Самим  Богом.  А то, что ему противостоит, – это грех, и как следствие греха – это вечное осуждение и адские муки. Поэтому Божье Милосердие проявляется прежде всего в Его поступках или исключительно в Его поступках, в том, что Бог делает, чтобы избавить нас от зла. Может быть, материального, нищеты, болезни, Бог творит чудеса либо действует Своим Провидением, чтобы помочь человеку. Но есть и другое зло, которым является грех, и Бог избавляет от него человека посредством Своего прощения, прощения, которое Он дает силою жертвы Христовой, силою жертвы, принесенной Его Сыном, нашим Господом Иисусом Христом.

Тогда мы празднуем в эти дни светлое  Христово Воскресение – праздник Пасхи, празднуем победу Христа над смертью и над грехом, празднуем победу Божьего Милосердия. Глядя на Бога, мы должны и сами следовать Его примеру, становиться похожими на Бога, похожими на Христа, подобными Ему. Если Бог сотворил человека, подобного Его образу и подобию, и мы знаем, что этот образ и подобие омрачены грехом, первородным грехом,  а также нашими личными грехами, то мы вместе с Ним, вместе с нашим Творцом и Искупителем должны стараться вновь вернуться к этому подобию, с  Божьей помощью вновь стать похожими на Него.  «Будьте святы, как и Я свят», – говорит Господь [Лев 11.44]. «Будьте совершенны, потому что Я совершенен», – говорит Господь [Мф 5.48]. То есть мы призваны тоже быть милосердными, как милосерден Бог.

И что же тогда можно сказать о нашем милосердии? О том милосердии, которое должно быть у нас? Еще раз: что такое милосердие? Оно состоит из двух, можно сказать, аспектов. Первое – это чувства, это сочувствие, это когда человеку, когда мне больно смотреть на другого человека, находящегося в беде, и  его беду я воспринимаю как свою собственную. Почему мы можем воспринимать беду другого человека как свою собственную? Фома Аквинский говорит: «По двум причинам, первая – это любовь. Когда мы любим другого человека, то его беды воспринимаем как свои собственные, разделяем с ним его беды – это первое». Когда мы любим другого человека, вспомним, что Иисус Христос призывает нас любить наших ближних. «Вторая причина, – говорит Фома Аквинский, – по  реальной связи  с другими людьми». В том смысле, что мы можем понимать даже, что если не очень  любим другого человека или нам он даже по каким-то причинам безразличен, но мы можем осознавать, что в беду, в которую он попал, можем попасть и мы. Если у человека сгорел дом, можем опасаться, думать: «наш дом тоже может сгореть». Если человек тяжело заболел, мы тоже начинаем думать: «мы тоже можем так же тяжело заболеть».

Поэтому  кто особым образом так милосерден к другим людям, кто так им сопереживает?  Говорит Фома  Аквинский: «Прежде всего люди в возрасте, потому что опыт  у них больше и  они лучше осознают все те опасности, которые в жизни могут их настичь, и поэтому больше или проще сопереживают и милосердны к другим людям». А  также люди мудрые, то есть которые, может быть, еще престарелого возраста не достигли, но уже обрели мудрость. А кто не склонен к милосердию? К милосердию не склонен тот, кто считает себя достаточно счастливым, кто считает себя сильным и способным преодолеть любые трудности – такой человек менее всего склонен к милосердию, ибо он не думает, что та же беда может настигнуть и его, именно  в этом смысле, в котором мы говорим.

Что же тогда это милосердие? «Будьте милосердны ибо Отец ваш милосерден» [Лк 6.36]. Будьте милосердны. В отношении Бога мы не можем быть милосердны, потому что Бог – Он источник всех благ и ни в какой беде не находится. По отношению к Богу мы просто должны, обязаны любить, любить Бога, и любовь в этом смысле превыше, чем милосердие. Милосердие, оно в некотором смысле обращается к человеку, который находится в каком-то смысле ниже меня. В каком смысле ниже меня? Потому что находится в беде, в которой я, например, сейчас не нахожусь. Поэтому милосердие – это как бы добродетель тех, кто имеет больше совершенств или больше какого-то достатка, и он может быть милосерден по отношению к тем, кто нуждается.

Милосердие… Еще раз. Милосердие, оно выражается в сопереживании – это раз, то есть в чувствах; и второе – это в поступках. Но больше оно выражается в поступках, чем в чувствах. Если нет поступков,  извлекающих человека из беды, в которую тот попал, убирающих то зло, от которого человек страдает, если нет этих поступков, то это просто сочувствие, просто сопереживание, это еще не милосердие. Мы можем увидеть человека нищего и подумать:  «Ой! Какой бедненький… Бедный человек…», и все, больше ему ничем не помочь, и  в этом нет милосердия. Милосердие… Милосердие, оно деятельное, оно забирает ту беду, в которой человек находится, или забирает человека из той беды.

Но проблема в том, что беда, в которую человек попадает, тоже может быть разной. Самая большая беда, в которой может оказаться человек, – это духовное зло, это грех. И когда мы говорим о грехе, то мы можем опять сказать, что в себя грех включает. Прежде всего, грех отделяет человека от Бога, удаляет человека от Бога, вносит разделение между человеком и Богом. Сам человек отдаляется от Бога – и в этом главное зло греха, главная беда. Но, кроме этого, существует еще другая беда, которая приключается с человеком, – это наказание за грех. Наказание за грех самое большое и вечное – это адские муки. А наказание временное – это возможные наказания, церковные, например, как отлучение от церкви или запрещение участия в таинствах; либо государственное наказание, уголовное наказание за какое-то преступление, когда человека лишают свободы.

И когда мы говорим о милосердии к таким людям, то  в чем оно заключается? Некоторые могут сказать, что оно заключается в том, чтобы не наказывать человека. Человек совершил грех, человек оступился – не надо его наказывать. То есть зачем? Если Бог милосерден, зачем тогда ад? Ведь лучше убрать ад. Ведь если Бог милосерден, пусть проявит милосердие и не будет ада, не будет этого вечного наказания за грех. И чтобы государство не наказывало, например, тоже, чтобы не было наказания за преступления.

Но это ненастоящее милосердие. Почему? Потому, что наказание – это только следствие преступления. Вечные муки адские – это только следствие того, чем грех является. А самое главное зло – это не адские муки, самое главное  зло – это не наказание, которое несет преступник  в тюрьме. А главное – это то, что он совершил, человек совершил, – это грех, самое большое зло. А значит, милосердие, которое, как мы сказали, заключается в том, чтобы избавить человека от зла, вытащить его из той беды, в которой он находится, прежде всего означает примирить человека с Богом, означает избавить его от греха, то есть привести человека к покаянию, к раскаянию, к тому, чтобы он изменился, чтобы он отошел от того зла, которое совершил, или которое, может быть, совершает.

И в этом смысле, когда мы сегодня говорим о Божьем Милосердии и смотрим на себя, думая о том, как мы должны быть милосердны, мы прежде всего должны осознавать главное дело милосердия, которое есть среди тех дел милосердия души, о которых мы слышали в Катехезисе: это обратить грешника, это помочь человеку вернуться к Богу, обрести самое большое благо, которое существует, благо, ради которого человек сотворен, то есть Сам Бог – Само Высшее Благо.

Попросим Господа нашего Иисуса Христа все больше расти в этом понимании Милосердия Божьего  к нам, грешникам. А также возрастать в нашем милосердии,  в этой добродетели, которая делает нас похожими на Самого Бога.

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь о.Андрея Старцева 08.04.2018